Главная Культура и искусство Анна Шмелёва: "Я помогаю ребёнку самому понять, что правильно, а что нет"
29.01.2014
Просмотров: 948, комментариев: 0

Анна Шмелёва: "Я помогаю ребёнку самому понять, что правильно, а что нет"

Вопрос «Какое дополнительное образование дать своим детям?» рано или поздно встаёт перед родителями. Глядя на своих друзей, которые где-то занимаются, ребёнок просит отправить его в музыкальную школу или спортивную секцию или в какой-то кружок. В Сосногорске большой выбор. Одним детям нравятся подвижные занятия, другие - более усидчивые - предпочитают творить за столом. Об одном из направлений дополнительного образования – изобразительном искусстве нам рассказала педагог дополнительного образования ДДТ Анна Шмелёва.
- Прежде всего, расскажите чем именно вы занимаетесь и зачем это нужно?
- Я даю детям необходимые навыки рисования. Пользу обучения рисованию трудно переоценить. Рисование задействует и развивает отделы мозга, отвечающие за образное мышление, то есть те отделы, которые, фактически, не задействованы в повседневной жизни среднестатистического человека. Но особенно важно рисование для детей дошкольного и младшего школьного возраста. Помимо развития воображения, тренировки глазомера и моторики, рисование положительно сказывается на развитии речи ребёнка, улучшает память, способствует улучшению восприятия новой информации и, в конечном итоге, влияет на формирование интеллекта в целом. При этом в работу включаются зрительные, двигательные, мускульно-осязаемые анализаторы. Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний. Согласитесь, разнообразие форм предметов окружающего мира, различные величины, многообразие оттенков цветов, пространственных обозначений лишь способствуют обогащению словаря малыша. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, потрудиться, овладевая определенными умениями. Желание получить результат, создать определённое изображение у ребёнка возникает сразу. Но для этого необходимо время. Необходимо наработать навыки - точность движений в плоскости, нажим, аккуратность.
- Какую цель Вы преследуете при обучении детей?
- Основная цель каждого занятия – привить желание изображать. Если у человека возникает максимальное желание чему-то научиться, то он найдёт кучу возможностей и решений для достижения своей цели. Когда мне кто-нибудь из взрослых говорит, как он мечтал научиться рисовать, ссылаясь на какие-либо причины отсутствия умения, я спрашиваю: «А что ты сделал для того, чтоб научиться рисовать?», - выясняется, что ничего.
Предполагается, что дети, пришедшие на моё занятие, уже хотят рисовать, и тут важно не навредить, а усилить желание. А такая цель достигается следующими способами: 1. Я должна создавать уютную атмосферу в коллективе. 2. Дать ребёнку возможность почувствовать, что это исключительно его заслуга. 3. Выходя с моего занятия, ребёнок может самостоятельно изобразить то, что мы изучили на данном этапе. Поэтому я категорически против того, чтобы детям кто-то подправлял работы, как часто можно увидеть на рисунках, представленных на конкурсы или выставки. Я знаю возможности всех возрастов и сразу вижу вмешательства педагогов или родителей в рисунки детей. Иногда я позволяю себе влезть в работу ребёнка (исключительно с его согласия), когда нужно откорректировать непонятые линии, пропорции или помочь докрасить фон. Основная цель для ребёнка – красота работы и её индивидуальность, независимо от того, правильно ли изображены в ней объекты. Если ребёнок понял, что его работа красива, то захочет продолжить обучение. Да, бывают слёзы на занятиях, когда я пытаюсь выжать максимум возможностей из ребёнка, а уж их возможности я прекрасно знаю.
- С какими проблемами приходится сталкиваться во время занятий?
- Самая большая проблема в обучении – это родители. Очень требовательное отношение родителей к работам своих детей наносит не меньший вред, чем их равнодушие. Но, в свою очередь, самая большая помощь в развитии творческих способностей своих детей исходит тоже от родителей в виде поддержки, похвалы. Некоторые родители или классные руководители требуют от восьмилетнего ребёнка изображения перспективы, теней, не желая понимать, что эти знания должны приходить поэтапно. Даже при изучении истории мировой культуры мы можем наблюдать поэтапность развития творческого видения. Предметы в первичном детском творчестве имеют общее пространство и могут располагаться друг над другом, при этом все предметы имеют одинаковое направление верхней и нижней части. То же самое видение демонстрирует нам наскальная живопись древнего человека. Следующий этап в развитии художественного видения – разделение пространство на «верхний», «средний» и «нижний» миры – то, что можно наблюдать в творчестве многих мировых культур. У ребёнка - это небо, где находится солнце, облака, птицы; земля (или вода), на чём стоит всё то, что изображается в «среднем мире»; и центральная часть листа, где живут люди, звери, растут растения, строятся дома, ездят машины. Вся мировая цивилизация в течение тысячелетий долго находилась в стадии плоскостного изображения, так почему же взрослые боятся, что их ребёнок пробудет на этом этапе пару лет? Отсутствие этой стадии в развитии даст потом отрицательные плоды.
В детстве, при обучении изобразительному искусству, нам часто приходилось сталкиваться с тем, что педагог, глядя на наши работы, говорил: «Так не бывает!». - И тогда нам приходилось исправлять свои работы до такой степени, чтоб они отражали существующую реальность, ту реальность, которую видел педагог. Я помогаю ребёнку самому понять, что правильно, а что нет, не навязывая своей точки зрения. Пытаюсь подойти к работе с позиции ребёнка и выяснить, почему ему его версия кажется более достойной понимания, и убедить себя, что его точка зрения тоже имеет право на существование.
- С какими возрастными группами детей вы занимаетесь?
- Я провожу занятия с детьми, обучающимися с 1 по 6 класс.
- Где проводятся занятия и как желающим можно записаться в группу?
- Занятия проводятся на базе СОШ №3 в 6 микрорайоне, записаться в группу можно там же. Персонал школы с огромным теплом относится к педагогам дополнительного образования ДДТ, предоставляя кабинеты, часы для занятий, давая возможность обучающимся выставлять свои работы на стендах школы. Такая заинтересованность несомненно даёт свои плоды, открывая новые перспективы для развития творческой личности, – отметила Анна Шмелёва.
Василий Остапко
Комментарии

каталог организаций