Главная Общество ФИЛОСОФИЯ ВОЗРАСТА, О ВОЗРАСТЕ И СТАРОСТИ
22.03.2017
Просмотров: 675, комментариев: 0

ФИЛОСОФИЯ ВОЗРАСТА, О ВОЗРАСТЕ И СТАРОСТИ

 Старение - многоликий процесс, который включает взаимодействие мозговых  областей и медиаторные системы организма, которые различным образом влияют на старение.

Известны как психологические, так и физиологические факторы, замедляющие процесс старения. Однако в анализе полученных результатов часто трудно определить, какой из этих факторов является первичным, а какой — вторичным. Теоретически возможно не только влияние психологических факторов на физиологические функции, но и обратный процесс, к тому же не исключено их взаимное усиление.

К психологическим факторам, влияющим на скорость старения, можно отнести интерес к жизни, утрата которого прогрессивно ускоряет процесс приближения смерти. Большинство долгожителей — люди, активно включенные в события, происходящие вокруг них.

Вот краткое содержание беседы, которая прошла на базе ГБУ РК «ЦСОН г. Сосногорска» по программе «Сохранение психического здоровья населения в Республике Коми». Итогом этой беседы было решение присутствующих принять участие в тренинговых занятиях по активизации когнитивных способностей граждан пожилого возраста.  

Происходящие в мозге изменения в процессе старения человека столь же разнообразны, как и структура самого мозга. У различных людей варьируется возраст, при котором проявляются признаки нарушений, набор и степень физических изменений, влияющих на интеллект.

С возрастом снижение интеллекта наблюдается у большинства людей, некоторые исследователи заявляют, что умственные функции находятся на своем пике в возрасте 22-27 лет, после чего начинается постепенное старение мозга. Уже в 35-37 лет фиксируется ухудшение памяти, теряются другие интеллектуальные функции.

Но, в противовес этому Рита Леви-Монтальчини — итальянский нейробиолог, лауреат Нобелевской премии, за несколько месяцев до того, как ей исполнилось …100 лет дала такое интервью:

— Как поживает ваш мозг?

— Так же, как и в двадцать лет! Не замечаю никакой̆ разницы ни в смысле подверженности заблуждениям, ни в плане его вместимости. Завтра, например, я лечу на медицинский̆ конгресс.

— Однако должен же быть какой̆-то предел возможностей̆ мозга, заложенный̆ генетически?

— Нет. Моему мозгу скоро исполнится сто лет, но ему не знакома дряхлость. Мое тело сморщивается — этого нельзя избежать. Но мозг — нет!

— Как это у вас получается?

—  «Пределов у развития мозга и памяти нет. Это неправда, что с возрастом память начнет вас подводить. Человеческий мозг обладает огромной нейропластичностью. Хотя некоторые нейроны и умирают, другие реорганизуются и выполняют их функции. Но для этого их необходимо стимулировать. Поддерживайте свой мозг в увлеченном и активном состоянии, заставьте его функционировать, и он никогда не деградирует».

(Фрагмент из интервью с Ритой Леви-Монтальчини — итальянским нейробиологом, лауреатом Нобелевской премии в области медицины, взято из книги «Задачи и головоломки для развития интеллекта и памяти» психолога Анхельс Наварро.)

На прошлой неделе 6 участников из числа граждан пожилого возраста и инвалидов приняли участие в тренинге «Интеллект в пожилом возрасте», где узнали больше о свойствах человеческого мозга, познакомились с  базовыми упражнениями программы «Гимнастика мозга», активизирующими работу головного мозга (баланс в работе правого и левого полушария), укрепляли когнитивные способности, через упражнения которые помогают сохранить интеллект до глубокой старости, компенсируя возрастные нарушения. На собственном опыте участники тренинга убедились, что даже после одного занятия тренировки когнитивных способностей можно достичь повышения ее производительности. А настойчивость, упорство и терпение — очень полезные качества для решения любой задачи. Все участники изъявили желание продолжить занятия по развитию и сохранению когнитивных способностей (память, внимание, мышление, интеллект).

  Резюмируя все сказанное выше, назовем основные условия, которые позволят человеку сохранить интеллект и память до самой старости:

1.     Активный образ жизни и хорошая физическая форма способствуют укреплению и сохранению интеллекта в пожилом возрасте.

2.     Социальная активность: общение, полезные увлечения, самостоятельное решение насущных вопросов, требующих участие в межличностном обмене.

3.     Отсутствие вредных привычек, исключение злоупотреблений, в том числе и лекарственными средствами.

4.     Полноценный сон и питание.

5.     Тренировка интеллекта: заучивание стихов, разгадывание головоломок, изучение языков и т.п.

Комментарии

каталог организаций