Главная Общество ЛЕГЕНДА СТАЛЬНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ
29.08.2017
Просмотров: 375, комментариев: 0

ЛЕГЕНДА СТАЛЬНЫХ МАГИСТРАЛЕЙ

 В этом году на доске почётных железнодорожников Сосногорского района появилось фото ветерана локомотивного депо Сосногорск, бывшего машиниста тепловоза, участника ВОв, почётного железнодорожника Ивана Николаевича Николаева. Он не смог побывать на церемонии вручения свидетельств в зале Дома детского творчества, здоровье уже не то. Свидетельство руководство Совета ветеранов железнодорожников доставило домой Ивану Николаевичу, а ещё поздравили с днём рождения. 6 августа Ивану Николаевичу Николаеву исполнилось 92 года.

Он родился 6 августа 1925 года в деревне Клинец Калининской области. Родители говорили, что родился в «рубашке», а как же иначе, если мать родила его прямо на меже (рожь жали – прим. ред.).  Жил с родителями в деревне. В июне 1941 года над всей страной разнеслось страшное слова «война». В августе того же года немцы пришли в Клинец.

 - В нашу деревню немцы въехали на мотоциклах. Были они в новых формах, холеные…Вели себя нагло, отбирали у людей всё:  скот, хлеб, запасы. У нас был только что построенный новый дом, мы закрыли его на внутренний замок и убежали. Они кинули в окно гранату, потребовали ключи. Прежде чем войти самим, втолкнули  в дом меня. Когда уходили, дом подожгли. Но я  смог потушить пожар, вода была недалеко, - вспоминает Иван Николаевич. -  Через полгода немцы проходили через нашу деревню в обратный путь уже совсем другие…В женских платках и обмотках на ногах,  потрёпанные, как «бичи»…

После того как немцы прошли, через 3 дня пришли советские солдаты.  Ивана и других подростков  направили на железную дорогу.

- В Торопце я стал кочегаром (угля не было, кидал дрова в топку). Нужно было кидать ровненько, чтобы укладывались как спички в коробку, а то пара никакого не будет.  Тогда возили боеприпасы и военную технику из Калининской области на фронт. Не было ни одной поездки, чтобы не бомбили, - рассказывает Иван Николаевич.  Он стал помощником машиниста, а когда кончилась война, в 1946 году окончил курсы и стал машинистом. Работал возле Великих Лук. В 1948 году приехал на станцию Ижма, тут были проблемы  с кадрами. Ветеран хорошо помнит, как он и ещё 11 молодых железнодорожников впервые увидели станцию Ижма, 69 лет назад в населённом пункте на улице Оплеснина стояли 2-х этажные деревянные домики (некоторые до сих пор сохранились) и лес был кругом.

В том же 1948 году сюда на Север приехала любимая - Ивана Евдокия, с ней он прожил душа в душу больше 60 лет.

Были в жизни Ивана Николаевича разные случаи, о некоторых он рассказывает и журналистам, например, как в зимой 1962 года пришлось ему везти в составе грузового поезда 2 пассажирских вагона.

- Прибежала ко мне  домой рассыльная (телефонов тогда у нас не было), мол, срочно вызывают к начальнику депо. Я уже был старшим машинистом  паровоза. Собираюсь и прокручиваю в голове все последние поездки, что бы это могло значить. Может с бригадой что? Нет, бригада домой ушла. Думал, да так ничего и не надумал, пока начальник депо Семяшкин не сказал мне, нужно везти в составе грузового поезда 2 вагона с министром путей сообщения Борисом Павловичем  Бещевым, (он тогда был депутатом  Верховного Совета СССР и в Сосногорск приезжал на встречу с избирателями), - вспоминает Иван Николаевич. -  Сказали, поедем до Иоссера без чистки топки и набора воды. Зимой это сложно. Наш паровоз тщательно осмотрели, опробовали тормоза, дали  инструкции ехать  медленно со скоростью 40  километров в  час, чтобы не трясло  вагоны с министром (тогда уже скорость грузовых поездов доходила до 80 км в час, а пассажирских - 100 км в час). Я аккуратно трогаю, проехал метра  два, сработали тормоза. Оказалось, что  2 вагона с министром и начальником дороги остались на месте. Все забегали… Выяснилось , что при сцеплении их вагонов с грузовыми старались сделать это помягче, и автосцепка не сцепилась…  Но я уже, конечно, сцеплялся жёстко, всем составом…

Министр благополучно добрался до Иоссера, а Иван Николаевич вернулся в Сосногорск. А через 5 лет в жизни Николаева нашлось место и подвигу.

- Было это накануне 7 ноября. На тепловозе ехали от Печоры до Сосногорска (гнали грузовой поезд с лесом и углём). Проехал где-то 200 км, осталось километров 50, светало. Перед  мостом  через реку Айюва заметил, что по левой нитке что-то не так с рельсами. Я подумал, что стык разболтан.  Затормозил, и почувствовал скрежет гребней.  Вышел  посмотреть, что случилось. Оказалось, как раз под поездом лопнувший рельс. Понял, что я один здесь ничего не сделаю. Неподалёку стояли казармы. Вызвал дежурного по отделению, доложил обстановку, чтобы принимали поезда только по одному пути. Взял кувалду, залез под вагон.  Попытался подбить торчавший кусок рельса. Подошли путейцы, помогли, - объясняет ветеран. - Я потихоньку перетянул все вагоны через это место (в поезде было  больше 200  осей). До Сосногорска я доехал нормально. Потом, конечно,  рельс сменили. Движение  наладилось. А я  писал объяснительную…  Когда разобрали  случай, мои документы подали на награждение. В конце 1967 года я получил от министра  путей сообщения знак Почётного железнодорожника.

В трудовой книжке  Ивана Николаевича послевоенного периода только  две записи - о  принятии в  локомотивное  депо Сосногорск в 1948 году и увольнении   в 1980-ом на пенсию  из этого же  депо.

- Когда ездил в отпуск,   на Рижском вокзале в Москве увидел свой последний паровоз серии «Л»,  узнал по номеру.  Моя «Лебедянка»  стояла там уже в  качестве памятника – экспоната железнодорожного музея. Растрогался, как при встрече со старым другом, - улыбается Иван Николаевич.

У Ивана Николаевича выросли дети и внук, сейчас уже правнуку 11 лет.  Ветеран, один из немногих свидетелей войны, а ещё человек, отдавший всю свою жизнь любимому делу, человек, ставший одной из легенд стальных магистралей России.

 

Наталья Максимова
Фото из архива Совета ветеранов ж/д

Комментарии

каталог организаций