Главная Общество По линии фронта 1941-1943 гг.
23.07.2013
Просмотров: 2385, комментариев: 0

По линии фронта 1941-1943 гг.

Завершился 24-дневный маршрут поисковиков г.Сосногорска по местам боёв Великой Отечественной войны. Благие пожелания руководителя администрации района Д.Н.Кирьякова, высказанные накануне отъезда при посещении клуба «Поиск», были успешно реализованы. Экспедиция явилась продолжением работ по линии фронтов, начатых еще в 1990-е годы. На этот раз начальной точкой активного движения стал Ржевский участок Тверской области. Древнерусский город Ржев, известный с 1216 г., в годы войны стал одним из самых трагических рубежей. Оккупированный фашистами в октябре 1941 г., он пережил невероятные потрясения. Если о героической жертвенности советских солдат на другом участке волжского рубежа, в Сталинграде, мы имели более подробные сведения, то об этом городе в верховьях Волги информация была скромнее. Это связано с тем, что несколько раз войска Калининского фронта Красной Армии пытались освободить его, окружив группировку фашистов, но неудачно. К началу весеннего наступления 1943 г., до освобождения Ржева 3 марта 1943 г. город был почти полностью разрушен, как и Сталинград. А всего на Ржевско-Вяземском участке фронта погибло более 1,6 миллона советских солдат, что на полмиллиона больше, чем в Сталинградской битве. В лесах, болотах до сих пор находят останки бойцов…

Почти на всех стоянках при помощи металлоискателя мы находили следы войны: патроны, гильзы, осколки. Но в сравнении с предыдущими годами поиск был затруднен тем, что побережье Волги сильно застраивается. Коттеджи, базы отдыха и другие новостройки, строго охраняемые как собственность, не позволяли проникать на территории, где 70 лет назад проходила линия противостояния Красной Армии и гитлеровцев. Возможно, при строительстве владельцы этих дворцов-особняков и находили следы войны (возможно, и останки солдат), но не особо информировали об этом общественность. На это предположение наталкивает случай, когда во время одной из прошлых экспедиций мы решили остановиться на побережье, где шло строительство, к нам тут же подошел один из рабочих (как правило, это представители Средней Азии, гастарбайтеры) и предложил покинуть стоянку: «Хозяин запретил».

В этот раз сплав проходил при дневной температуре в тени +35+ 37 градусов. Мы передвигались на резиновых лодках при солнечной жаре. Изнурительная работа. Хорошо, движение по воде и есть возможность при перегревах устроить купание. Прошли г.Зубцов с его 800-летней историей, затем г.Старица, основанный в том же 13-м веке. В 1998 г. мы с юными поисковиками посещали этот город. Теперь он похорошел: отреставрирован и действует прекрасный ансамбль Свято-Успенского монастыря. Со Старицей связаны имена первого патриарха Всея Руси Иова, адмирала Корнилова – героя Крымской войны 1853-1856 гг., маршала Советского Союза М.Захарова, неоднократно здесь в своё время бывал и А.С.Пушкин. Пройдя этот красивый город, сделали стоянку на левобережных склонах, вблизи от пещеры, где в старину шли разработки облицовочного камня, называемого «старицким мрамором». В пещере было холодно, темно, коридоры разветвлялись, неосторожный любитель мог заплутать. А на берегу - стояла жара.

В областном центре - Твери пробыли недолго – после природного уединения большой город с интенсивным движением транспорта и людей, шумом, суетой быстро утомил. В годы Великой Отечественной войны Тверь, как и Старица, была освобождена, в ходе начавшейся в декабре 1941 г. Московской битвы. А крайней линией, куда до этого вышли немецко-фашистские войска, начав в сентябре 1941 г. свою операцию «Тайфун», был канал «Москва-Волга», куда мы и устремились через Иваньковское водохранилище (Московское море).

Следующая остановка - город Дубна – центр ядерных исследований, кстати, железнодорожная станция называется Большая Волга. В 1937 г. был построен канал длиной 128 км, сделавший Москву портом пяти морей. «Слава Сталину!» - прогремело по стране, так завершилась одна из грандиозных строек первых пятилеток, которая унесла тысячи жизней заключенных ГУЛАГа. На берегу поставили величественные памятники Ленину и Сталину. Говорят, что нет других подобных монументов вождям выше этих 25-метровых. Ожидали, что плавание продолжится по замутненной, «цветущей» воде канала. Нет, вода оказалась чистой (её качество контролируется соответствующими службами, проводящими очистные работы). Много рыбаков на наших глазах вытаскивали лещей, плотвичек, щук и т.д. Сохранились шлюзовые постройки со скульптурными изваяниями 1930-х гг., которые нам знакомы по известному фильму «Волга-Волга». Движение по каналу было достаточно интенсивным - проходили пассажирские лайнеры, грузовые баржи, яхты, катера.

В Подмосковье на подходе к городам Дмитров и Яхрома, откуда изгнали фашистов в декабрьских боях 1941-го года, сделали отдых на 3 дня, рассчитывая, с использованием информации, полученной от местных жителей, исследовать болотисто-лесистый участок, где, как уверяли, затонули в болоте советский штурмовик «Ил-2» и немецкий танк. Однако, направления нам дали противоречивые, а знающего проводника мы не нашли, самостоятельный поиск не принес результата.

Маршрут завершили в Москве, откуда и вернулись в родной Сосногорск. Говоря о сложностях, отметим, в первую очередь, непривычную для нас жару, отбивающую всякий аппетит, хотя при 2-3-х дневных стоянках мы не отказывали себе в таких деликатесах, как шашлыки. Кроме того, весьма осторожно, с соблюдением мер предосторожности мы прокладывали тропы по побережью – остерегались клещей и змей. Контакты с местным населением были доброжелательные. Быт и процесс движения по воде организовывали ребята без особого давления со стороны руководителя. Главным штурманом был Володя Кузнецов, имевший опыт прошлогодней экспедиции, а на биваке незаменимыми помощниками являлись Дима Артеев (тоже с прошлогодним опытом) и Дима Семяшкин – главный наш повар. Набрались опыта и новички – Илья Булдаков и Артем Ляшенко.

Экспедиция стала школой краеведческого поиска, школой автономной жизни в естественных природных условиях, школой мужества будущих защитников Отечества. Экспедиция состоялась благодаря помощи администрации Сосногорского района, руководства железнодорожного техникума и родителей студентов.

Тарасов Лев Львович, член Союза краеведов России,

руководитель клуба «Поиск» СЖТ.

Фото из архива клуба «Поиск»

Комментарии

каталог организаций