Главная Общество Почётный связист ВИТАЛИЙ КЛЮЖЕВ
17.02.2016
Просмотров: 695, комментариев: 0

Почётный связист ВИТАЛИЙ КЛЮЖЕВ

 Железная дорога – это не только рельсы, шпалы и круглосуточно идущие по стальной магистрали грузовые и пассажирские поезда, это большая и сложная система, без которой транспортная артерия существовать не может. В этом слаженном механизме важную роль играет ведомственная связь. Тысячи людей называют себя связистами и, в то же время, они – железнодорожники. В немалой степени от их работы зависит всё движение по сети дорог. В основном, это высококвалифицированные специалисты, но есть среди них профессионалы высшего класса. Именно таким можно смело назвать сосногорца Виталия Анатольевича Клюжева.

Портрет В.А.Клюжева – на районной Доске Почёта. Не так-то просто попасть в эту, так сказать, местную фотогалерею Славы, многолетним трудом, достижениями надо заслужить признание земляков. Нашему герою это удалось.

Его жизнь начиналась вдали от паровозных гудков – в небольшой вятской деревне Митрофаново. Нет её сейчас на карте Кировской области, а раньше и здесь сельская жизнь шла своим чередом. В деревне было отделение колхоза, руководил которым отец Виталия. Так что рано приобщился к труду: дома помогал, а в свободное время ходил на конеферму, ухаживал за лошадьми. До сих пор помнит свою любимицу Зорьку. Но это на каникулах, а как начиналась учёба, тут своих забот хватало. Деревенская школа была только начальной, потом учился в соседней сельской школе, каждый день ходил за 5 км, а десятилетку заканчивал ещё дальше: в другом селе, что за 8 километров. Учился хорошо, был активным, всегда в гуще школьных и комсомольских дел. Ближе к выпускному классу зародилась мечта стать военным моряком. Что особенно привлекало? – сейчас и самому трудно объяснить. Возможно, магия бескрайних морских просторов, дальние походы, разные страны, которых так много на карте мира… Вот почему вместе с товарищем отправились в Ленинград, поступать в военно-морское училище. Но – куда там! Все надежды рухнули, когда узнали, что шансов практически нет, так как на одно место претендуют 13 абитуриентов.

Но сдаваться не хотелось, поэтому поступил в ЛИИЖТ (институт инженеров ж.д.транспорта) на электротехнический факультет. Оглядываясь в прошлое, говорит, что стал студентом, лишь бы учиться в вузе, не возвращаться в крохотную деревушку, где ни работы, кроме колхоза, никаких перспектив, да и чтоб не сидеть у родителей «на шее». Кстати, от их помощи Виталий сразу отказался. Небольшую стипендию старался растягивать на месяц. Понятно, что сорока рублей недостаточно, как ни тяни, подрабатывал. Впрочем, известная для многих студентов история. Вспоминает, как на летних каникулах приехал в родное Митрофаново. Отец предложил пару месяцев поработать в колхозе на комбайне, рабочих рук не хватало. Подростком у него уже был небольшой опыт, зерноуборочную машину знал, поэтому всю страду трудился с хлеборобами на равных. А заработал столько, что денег на студенческое житьё-бытьё почти на весь учебный год хватило.

В 1974 году Клюжев получил диплом инженера-электрика и направление на Северную железную дорогу. Город мог выбрать сам, и он, взглянув на карту, назвал: Сосногорск. Уж больно название понравилось. А потом, по приезде, и сам небольшой, но симпатичный городок приглянулся. В Дистанции сигнализации и связи (ШЧ-15) приняли его хорошо, он как-то легко и быстро влился в коллектив. Работы было – край непочатый, а потом и вовсе наступило такое время, когда по всей Северной дороге началось масштабное преобразование, активно вводились новшества. Молодому специалисту по натуре своей нравилось быть «на передовой», в водовороте дел и событий. Такие слова и понятия, как «электрическая централизация», «электросигнализация и автоблокировка на перегонах», у связистов с уст не сходили. По всей магистрали повсеместно проводились пусконаладочные работы устройств ж.д.автоматики, тех самых новейших устройств, которые многократно облегчали женский труд стрелочниц. Уже хорошо зарекомендовавшего себя электромеханика Клюжева из одной командировки сразу отправляли в другую. Зачастую, в Сосногорске его видели меньше, чем на станциях Сольвычегодского и Архангельского отделений. А, надо сказать, что к этому времени он уже обзавёлся семьёй, появился сынишка Роман. Однако с таким темпом работы как раз на семью времени и не хватало. Вероятно, упрёки жены, неделями не видевшей мужа, были понятны и объяснимы, но в тот момент он не мог жить иначе. Семья распалась. Хотя, как говорят, всё, что ни делается, всё к лучшему: встретил Виталий свою настоящую любовь – Грету. Кто-то говорит, что будто звёзды помогают встретиться любящим сердцам, но Клюжевы знают, что им найти друг друга помог комсомол. Оба в то время активно занимались комсомольской работой (Виталий Анатольевич был секретарём организации ВЛКСМ на своём предприятии). Это уж потом Грета Вазгеновна, педагог по образованию, снова вернулась в школу, многого добилась на поприще образования. В семье Клюжевых выросли замечательные дети – сыновья Семён и Артём, дочь Светлана. Все получили высшее образование, сыновья, как отец, стали железнодорожниками, а Светлана Витальевна выбрала профессию врача.

Примером для детей в семье всегда были их родители. И не только их трепетное и уважительное отношение друг к другу, но и ответственное отношение к работе. Ею Клюжев, что называется, «горел». Преданность, старание, умение высоким руководством были замечены: год от года поднимался вверх по служебной лестнице, в свои 33 года он стал уже главным инженером Сосногорской дистанции сигнализации и связи.

В 80-х годах шло бурное развитие ведомственной связи, внедрение современных новинок. Перевозки по Северной железной дороге достигли своего максимума и едва ли когда-нибудь от Ярославля до Архангельска, Воркуты и Лабытнангов снова будет такое интенсивное движение поездов, как в середине 80-х. Вслед за этим начался перевод проводов с воздушных линий на подземный кабель. За новинками уже трудно было уследить, постоянно и во всём чувствовался энергичный пульс нового времени. Особенно, когда с цифровых стали переходить на волоконно-оптические линии связи. Ветераны предприятия ещё помнят те старые АТС (телефонные станции), занимавшие целые залы, теперь же они размером с бытовой холодильник. Можно сказать, ушёл в прошлое безнадёжно устаревший телеграф, телефонный аппарат с диском набора номеров стал музейным экспонатом… Всё это на глазах одного поколения.

В 2002 году В.А.Клюжеву доверили руководство предприятием. В качестве начальника он проявил себя умелым командиром производства. Хотя работать в новых условиях становилось всё сложнее. С 1 июля 2006 года прежняя Дистанция «раскололась» на два предприятия, Виталий Анатольевич возглавил «Связь». У него, как это сейчас принято, длинное и сложное название – Сосногорский региональный центр связи Ярославской Дирекции связи Центральной станции связи – филиала ОАО «РЖД». Участок обслуживания больше по расстоянию, чем ширина иного европейского государства, уходит на севере далеко за Полярный круг. Работы прибавилось, но это никогда сосногорских связистов не пугало.

Многое, что сейчас происходит, в том числе на железной дороге, ветерану труда В.А.Клюжеву не совсем понятно и приемлемо. В мае 2015 года он вышел на пенсию, хотя ещё бодр и энергичен. Он считает, что его лучшие трудовые годы пришлись всё же на советские времена. На память о том времени в семейном архиве хранятся Почётные грамоты начальника отделения дороги, именные часы начальника Северной ж.д. (ими Клюжев награждён дважды), Благодарность министра транспорта Российской Федерации, другие награды.

- Чем занимаюсь на заслуженном отдыхе? – переспрашивает Виталий Анатольевич. – У меня много разных занятий. Я и охотой увлекаюсь, и рыбалкой, и путешествовать люблю. Но на первом месте, конечно, семья. Быть рядом с близкими людьми – это самое большое счастье.

Владимир Краснопёров
Фото Людмилы Краснопёровой

Комментарии

каталог организаций