Главная Общество ПРОДОЛЖИ СЕБЯ В УЧЕНИКАХ СВОИХ
19.03.2015
Просмотров: 881, комментариев: 0

ПРОДОЛЖИ СЕБЯ В УЧЕНИКАХ СВОИХ

Учитель начальных классов Сосногорской общеобразовательной школы № 2 Ирина Владимировна Арапова – педагог, как говорится, от Бога. Что греха таить, мы иногда сетуем на то, что уровень отечественного образования снизился, и методы преподавания стали не те, и учебники хуже, и учиться дети не хотят. Со всем этим Ирина Владимировна категорически не согласна. Да, в советское время школа была одна, сейчас – другая, изменились программы и требования, многое заметно поменялось. Впрочем, всё наше общество за минувшие 25-30 лет стало другим. Вместе с ним, стало несколько другим и новое юное поколение, которое проводит время в виртуальном пространстве, легко обращается с мобильными телефонами, имеет доступ к любой информации через Интернет. Учитель даже старой, советской школы это должен понимать, подстраиваясь под новые реалии.

А сама наша героиня училась в Висовской школе-восьмилетке. Вспоминает детство, проведённое в посёлке Вис, тихим добрым словом. Училась Ирина охотно и – как рассказывает с улыбкой! – уже тогда представляла себя добрым, но требовательным учителем. Для этого они с подругой затевали игру «в школу», а роль ученика неизменно играл брат Игорь, который младше её на 7 лет.

В старших классах Ирина училась уже в Сосногорске, в школе № 1, где и прозвенел для неё последний звонок. Но к тому времени она знала, что со школой расстаётся временно. Выучится на педагога и обязательно вернётся в школьные стены, пусть не в эту школу, так в другую, но звонки на уроки всегда будут звать её в классы, к детям, которых она научит всему-всему, что знает сама.

Всё так и получилось, как было задумано. Поступила в Сыктывкарский педагогический институт, а в 1986 году получила диплом учителя начальных классов.

Тут надо сказать, что ещё в студенческие годы в жизни Ирины произошло одно из главных счастливых событий в жизни – в 1985 году она вышла замуж за своего Евгения. Они с Женей подружились в посёлке Вис, за много лет проверенная дружба переросла в большое и настоящее чувство. Вот так и сложилась семья, в которой со временем появились две замечательные дочери – Юля и Наташа. Они, хорошие и умные, уже выросли, сами стали мамами, подарив любимым родителям внука и внучку. А Ирина Владимировна хоть и радуется, но с какой-то грустной ноткой в голосе говорит: «И всё-таки я чувствую себя немного виноватой перед дочерьми: они росли и очень нуждались во мне, а я с утра до вечера была поглощена школьными делами, переживала за каждого ученика из своего класса, радовалась успехам. Увы, на своих девчонок иногда времени не хватало… впрочем, это, наверное, беда всех учителей, для которых школа – часть жизни, а не просто место работы».

Начинала Арапова свой учительский труд в Керкинской школе, потом 7 лет работала в родной Висовской, а осенью 1995 года пришла в Сосногорскую школу № 2, где вот уже ровно 20 лет учительствует по сей день. Кстати, этот год для Ирины Владимировны знаменателен и другой датой – через считанные дни она отмечает свой золотой юбилей. Есть повод оглянуться на прожитые годы, подвести, как говорится, промежуточные итоги. В памяти сотни детских лиц – сколько их, девчонок и мальчишек, называют её своей первой учительницей, не перечесть! Помнит их, смышлёных, послушных, капризных, весёлых, дерзких, усидчивых… разных! В каждом маленьком человеке свой характер, задача учителя: помочь максимально раскрыться самым хорошим качествам, не дать волю проявиться плохим. Есть у Араповой такая книжица, в которую она много лет записывает понравившиеся ей мудрые изречения. Так вот, один умный учитель сказал: «Отыщи хорошее даже у самого нерадивого ученика, постарайся возвысить его в собственных глазах, и он оправдает надежды».

На памяти Араповой много интересных случаев из учительской практики. Скажем, пришёл как-то в первый класс мальчик Саша, рослый такой, выше всех. И учился не хуже других. Но была у него странная и плохая привычка – все свои вещи он разбрасывал вокруг своего ученического места. Так и представлялась картина, как он дома поступает с игрушками. Не раз учитель говорила с ним, просила прибираться за собой, но без толку.  Девочки собирали Сашины вещи, вот до чего доходило. Так продолжалось целый год. Но, наконец, наступил такой момент, когда вокруг Саши – чистота и порядок. Тут главное похвалить вовремя. Мальчишка изменился, стал аккуратен, даже больше того: видит, что чья-то вещь лежит не на своём месте, торопится отдать владельцу. Вот такие метаморфозы случаются!

Ирина Владимировна рассказывает, как нравится ей наблюдать за детьми. Первоклашки ещё не умеют общаться друг с другом, но к четвёртому классу уже складывается хороший, дружный коллектив. Они радуются не только своим успехам, но и успехам своих товарищей, переживают друг за друга. Это и трогательно и приятно. Ирина Владимировна убеждена, что в них, самых маленьких учеников, надо вложить не только знания, научить читать, писать, считать, но и суметь передать частичку своей души, поделиться сердечным теплом. Они в том возрасте, когда всё воспринимают, будто штришки ложатся на чистый лист.

И всё у Араповой получается прекрасно. Об этом говорят не только коллеги по школе, но письма и звонки бывших учеников, ставших взрослыми. Да и такой факт, что при новом наборе первого класса многие родители хотят именно ей отдать своих детей. Иногда приходится даже нарушать инструкцию и вместо положенных 25 учеников в классе учить 27.

Воспринимает, как награду, видя в этом своё счастье. Хотя родней семьи никого нет на свете, но пусть простит муж и близкие, не может она жить по другому. Вот будут летние каникулы, там на даче соберутся вместе. Любит Ирина Владимировна это благодатное время, когда не надо никуда торопиться, можно от ежедневной суеты перевести дух и любоваться своими цветами. Но сейчас ритм прежний: день в школе, вечером – проверка тетрадей, ночами часто сидит за книгой, или готовится к мероприятиям, к учебно-исследовательским конференциям, жадно воспринимает новизну новых программ. Рассуждает так, что учитель до тех пор хорошо учит, пока учится сам. Вот почему следит за всем новым, что внедряется в современную российскую школу, посещает семинары, курсы. Только за последние год-два была в Сыктывкаре, Кирове, Калининграде. И отовсюду привозила массу впечатлений, ценный опыт высококвалифицированных педагогов. Верит, что именно сейчас в России строится школа будущего. Она будет базироваться не только на высоком техническом оборудовании, но и на хорошо продуманных развивающих программах. Учебный процесс должен увлекать детей, быть для них любимым делом, а не рутинным занятием. Так и строит сосногорский педагог свои уроки. А в выходные дни, или на каникулах уходят в походы за город, чтобы полюбоваться лесом - осенним, зимним, весенним, он красив в любое время года. Ездили на экскурсию на ТЭЦ, были всем классом в разных музеях (нашем городском, в Ухте, в Усть-Ухте), но, конечно, до сих пор помнится зимняя поездка в Великий Устюг, в вотчину Деда Мороза.

Есть в жизни любого учителя грустные праздники. Они случаются время от времени, когда приходится прощаться со своими выпускниками. Улыбки и слёзы, обнимания и общее фото на память… Но жизнь продолжается, заполнят кабинеты вчерашние детсадовцы. Они, перешагнув школьный порог, сразу становятся серьёзней и взрослее. Для них это очень важный момент в жизни, а для учителя начальных классов – новый этап бесконечно тяжёлого, но такого приносящего радость труда. И опять, как с первой страницы азбуки, всё начинается сначала.    

Владимир Краснопёров
Фото из семейного архива Араповой 

Комментарии

каталог организаций