Главная Общество Вся надежда в дороге на нас!
05.08.2015
Просмотров: 635, комментариев: 0

Вся надежда в дороге на нас!

Сосногорскому  ветерану- железнодорожнику, участнику  Великой Отечественной войны  Ивану Николаевичу Николаеву 6 августа исполняется  90 лет.

По-юношески стройный, излучающий  особенную внутреннюю энергетику, этот человек поражает  феноменальной памятью и стройной логикой речи. О событиях прошлого века  рассказывает так ярко и образно, что  невольно переносишься  вместе с ним в те времена.

6 августа 1925 г.

- Мать родила меня прямо на меже. Жала рожь, и тут появился на свет я! Сказали, что родился в рубашке…

август 1941 г.

- В нашу деревню Клинец (Калининская область) въехали на мотоциклах немцы. В новых формах, холеные…Вели себя нагло, отбирали у людей всё:  скот, хлеб, запасы. У нас был только что построенный новый дом, мы закрыли его на внутренний замок и убежали. Они кинули в окно гранату, потребовали ключи. Прежде чем войти самим, втолкнули  в дом меня. Когда уходили, дом подожгли. Но я  смог потушить пожар, вода была недалеко.

Начало 1942 г.

Через полгода немцы проходили через нашу деревню в обратный путь уже совсем другие…В женских платках и обмотках на ногах,  потрепанные, как «бичи»…

3 дня тишины

- После того как немцы прошли, было  три дня тишины. Потом пришли советские солдаты.  Меня направили на железную дорогу. Сначала кочегаром, потом  помощником  машиниста паровоза.

 Возили боеприпасы и военную технику из Калининской области на фронт. Не было ни одной поездки, чтобы не бомбили. Но Бог хранил меня…

Зима 1962 г.

- Прибежала ко мне  домой рассыльная (телефонов тогда у нас не было), мол, срочно вызывают к начальнику депо. Я уже был старшим машинистом  паровоза. Собираюсь и прокручиваю в голове все последние поездки, что бы это могло значить. Оказалось, что мне поручают везти в составе грузового поезда вагон с министром путей сообщения Борисом Павловичем  Бещевым, который, будучи депутатом  Верховного Совет СССР, приехал в Сосногорск  для встречи с избирателями.

Сказали, поедем до Иоссера без чистки топки и набора воды. Наш паровоз тщательно осмотрели, дали  инструкции ехать  медленно со скоростью 40  километров в  час, чтобы не трясли  вагон с министром ( тогда уже скорость грузовых поездов доходила до 80 км в час).

 Я аккуратно трогаю, проехал метра  два, сработали тормоза. Оказалось, что  2 вагона с министром и начальником дороги остались на месте. Все забегали… Выяснилось , что при сцеплении их вагонов с грузовыми, старались сделать это помягче, и сцепка не выдержала…  Но я уже, конечно, сцеплялся жёстко, всем составом…

А  через пять лет я от этого самого  Бещева получил  знак Почётного железнодорожника. За предотвращение аварии.

Ноябрь 1967 г.

- Было это накануне 7 ноября. На тепловозе ехали от Печоры до Сосногорска. Начинало светать. Перед  мостом  через реку Айюва заметил, что по левой нитке что-то не так с рельсами. Я подумал, что стык разболтан.  Затормозил, и услышал скрежет гребней.  Вышел  посмотреть, что случилось. Оказалось, как раз под поездом лопнувший рельс. Неподалеку стояли казармы. Вызвал дежурного по отделению, доложил обстановку. Взял кувалду, залез под вагон.  Попытался подбить торчавший кусок рельса. Подошли путейцы, помогли.

И я потихоньку перетянул все вагоны через это место ( в поезде было  больше 200  осей).

Потом, конечно  рельс сменили. Движение  наладилось. А я  писал объяснительную…

 Когда разобрали  случай, мои документы подали на награждение. В конце 1967 года я получил от Министра  путей сообщения знак Почетного железнодорожника.

1980 г.

- Когда ездил в отпуск,   на Рижском вокзале в Москве увидел свой последний паровоз серии Л,  узнал по номеру.  Моя Лебедянка стояла там уже в  качестве памятника – экспоната железнодорожного музея. Растрогался, как при встрече со старым другом.

 

Народный заседатель

В трудовой книжке  Ивана Николаевича послевоенного периода только  две записи - о  принятии в  локомотивное  депо Сосногорск в 1948 году и увольнении   в 1980-ом на пенсию  из этого же  депо.

За  правдолюбие и  принципиальность  его избирали народным заседателем Верховного суда Коми АССР. Железнодорожники знали, что никогда не покривит душой и не побоится высказать свое мнение.

 Прадед

В далеком 1948 году, когда Ивана командировали на станцию Ижма (ныне Сосногорск), его  любимая девушка  Евдокия отважно приехала к нему на дальний Север. Так и прожили вместе всю жизнь. Жаль, пятый год  как вдовствует…

Дочь, сын, внук, правнук. Прадеду – 90 ,  правнуку 9 лет.

Живет в своем  доме. С нескрываемой гордостью показывает огород – картофельное поле и грядки пышут зеленью, садовые  кусты  красуются аппетитными ягодами ! Помогают, конечно же, все родные, но главным агрономом остаётся Иван Николаевич.

Поэт-публицист

А еще Иван Николаевич любил раньше  стихи слагать. Но  больше не лирические, а публицистические. Про войну. Про железную дорогу. В газеты, чтобы опубликовали, никогда не  посылал.  Писал, как сам признаётся, для себя да друзьям иногда читал. Так что сегодня  у него – поэтический дебют!

Я люблю тот народ,

Что в рабочих спецовках,

Днем и ночью, весь год напролёт,

По широким родимым просторам

Поезда так умело ведёт…

Нам бывало в пути трудновато,

Вся надежда в дороге на нас!

И никто нам в пути не поможет,

Только собственный разум за нас…

И так больше 20  четверостиший подряд. Читает наизусть, по памяти…

Людмила Белоусова
Фото из семейного архива И.Николаева

Комментарии

каталог организаций