Главная Спорт По воде сквозь горы
25.07.2013
Просмотров: 751, комментариев: 0

По воде сквозь горы

На днях члены клуба «Здоровье» Алексей Журавков и Сергей Ларионов вернулись из туристического похода по Приполярному Уралу. За недельное путешествие ребята успели посетить десяток памятников природы и совершить пару восхождений на живописные вершины. По возвращении в Сосногорск, своими впечатлениями с нашим корреспондентом поделился один из участников похода.

Сергей Ларионов, известный сосногорский фотограф и общественный деятель, зашёл к нам в редакцию, сияя своей знаменитой лучезарной улыбкой. В руках карта и маленький блокнот, в котором поминутно расписано недавнее путешествие на Урал. Полтора десятка страничек, испещрённых мелким убористым почерком, стали своеобразным бортовым журналом оранжевого катамарана, на котором сосногорские туристы преодолели не один десяток километров северных рек.

- Для нас путешествие началось 12 июля с подъёма на хребет Малдынырд, - рассказывает Сергей Ларионов, - Мы преодолели крутой маршрут и поднялись на отметку в 1300 метров над уровнем моря. Отвратительная погода, а точнее регулярный ливень, сделала подъём ещё тяжелее. Но, вот что интересно, мы заметили такую вещь, по сути, дождём поливала нас одна и та же туча - она кружила вокруг горы, орошая склоны. Наверное, там так воздушные потоки сошлись.

На следующий день мы начали сплавляться на катамаранах по речке Балбанью к реке Кожим. Балбанью - речка горная и течение в ней очень сильное. Пару раз мы чуть было не перевернулись, но всё обошлось, хотя и было очень страшно, особенно после того как мы узнали, что туристы в тех краях гибнут регулярно. Самым опасным на нашем пути стал порог Манюку, который находится в километре от впадения реки Балбанью в Кожим. Через быстрые пороги мы добрались до реки Кожим, и вскоре увидел один из самых ярких памятников природы – «каменную бабу»: огромный каменный столб из выветренной горной породы. Отдали дань своеобразной традиции. Дело вот в чем - есть поверие, если обойти трижды вокруг «каменной бабы», а потом прижаться к ней щекой, то можно загадать желание. А чтобы оно наверняка сбылось нужно оставить духам маленький подарок. Кто-то кладёт монетки или конфеты. У меня ничего подобного под рукой не оказалось, поэтому я оставил духам то, что нашлось в кармане - карандаш. Продолжив сплавляться по реке Кожим, мы добрались до места, где река разбивается на множество потоков разделённых островками, образуя своеобразный водный лабиринт. В этом лабиринте мы, немного отстав от основной группы, заблудились. Пришлось вытаскивать катамаран на берег и часть пути преодолевать пешком. Потихоньку, с небольшими приключениям, добрались до места впадения реки Сывью. Здесь мы остановились, чтобы подняться на хребет Обеиз. Подъём выдался тяжёлым. Однако, были и маленькие открытия, например, наткнулись на интересную находку – кроссовок прибитый к дереву, а в нём записки от туристов, что проходили в этих местах раньше. В записках пожелания удачи и новых открытий. Мы тоже решили оставить небольшие записки для тех, кто пойдёт за нами.

Преодолевая крутые тропы, добрались до ледника, на котором катались, словно на горке. Удивительные впечатления - в разгар лета попасть на весёлый зимний аттракцион. Напротив, невесёлые впечатления у нас остались от посещения заброшенного лагеря из системы ГУЛАГ – минеральный лагерь (Особый лагерь № 1, Особлаг № 1, Минлаг, Минеральный ИТЛ). Там нет ничего кроме кладбища, старой колючей проволоки и огромного морошкового поля. О том, что раньше здесь была каторга, напоминают только редкие находки - ржавы кирки и молоты, рукояти которых сгнили давным-давно. Кто-то из туристов установил на скорбном месте трёхметровый крест из берёзы. Возле него мы почти память жертв репрессий минутой молчания.

В конце нашего путешествия мы добрались до условленной точки маршрута, где нас ждал автомобиль. Вскоре мы прибыли в Инту, откуда и отправились поездом домой. Конечно, я не могу в нескольких словах описать всё, что видел – впечатлений слишком много. Да и словами очень сложно описать красоту природы – это стоить видеть собственными глазами. Однако, словами можно выразить благодарность тем людям, благодаря которым, наша поездка смогла состояться. Хочется поблагодарить председателя сосногорского общества инвалидов Валентину Митракову, начальника отдела ФКС Ларису Сизову, президента республиканского Фонда «Паралимпийский» Владимира Гайковича, директор Центра Детско-юношеского туризма г. Сосногорск Веру Панасову. Особенная благодарность руководителю администрации МР «Сосногорск» Дмитрия Кирьякова, за то, что он всегда нас поддерживает и помогает нам осуществлять наш проекты.

Денис Громов

Фотографии из архива клуба «Здоровье»