Белая окраска шерсти кроликов

За развитие окраски шерсти у кроликов отвечают две пары аллелей разных генов. Первая пара аллелей отвечает за наличие или отсутствие пигмента, а вторая – за равномерное или неравномерное распределение пигмента по длине волоса. Кролик имеет генотип aaBb. Назовите окраску шерсти кролика.

Ответ или решение 1

Обозначим ген белой окраски шерсти кроликов как в, тогда ген серой окраски шерсти кроликов будет обозначен как В. Обозначим ген волнистой шерсти кроликов как С, тогда ген гладкой шерсти будет с.

Поскольку во потомстве получены белые кролики, имеющие генотип вв, следует сделать вывод о гетерозиготности родительских особей по цвету шерсти — Вв.

Серая гладкошерстная крольчиха будет Ввсс, продуцировать она будет яйцеклетки Вс и вс.

Волнистые детеныши будут гетерозиготны по по структуре шерсти, потому что от крольчихи они могут получить только ген гладкой шерсти. Таким образом, белые волнистые крольчата — ввСс.

Чтобы получить побольше волнистых крольчат белого цвета, следует скрещивать полученных крольчат по достижению ими половой зрелости между собой. Учитывая гетерозиготность их генотипа по второму признаку, часть потомства F2, тем не менее, будет иметь гладкую шерсть.

Кролики ввСс, полученные в F1 продуцируют половые клетки вС и вс.

Потомство F2 от таких кроликов будет представлено следующими вариантами:

белые кролики с волнистой шерстью (ввСС) — 25%;

белые кролики с волнистой шерстью, гетерозиготные по второму признаку (2 ввСс) — 50%;

белые кролики с гладкой шерстью (ввсс) — 25%.

Таким образом, 75% потомства F2 будут иметь белую волнистую шерсть.

Чтобы проверить чистоту линии кроликов F1, следует прибегнуть к приему анализирующего скрещивания — скрестить данных кроликов ввСс c белыми гладкими кроликами ввсс, продуцирующими однотипные половые клетки вс.

Потомство будет иметь вид:

белые крольчата с волнистой шерстью (ввСс) — 50%;

белые крольчата с гладкой шерстью (ввсс) — 50%.

Полученное расщепление указывает на то, что кролики F1 не являются чистопородными.

Чистопородные кролики — гомозиготны. Например, ввСС (однотипные гаметы — вС), полученные в F2, в скрещивании с кроликами ввсс не дадут расщепления в потомстве, которое будет на 100% единообразно — ввСс, и иметь белую волнистую шерсть.

Название Задача №1 Какая окраска шерсти кроликов доминирует? Каковы генотипы родителей (Р) и гибридов первого поколения, ( F)1? Какие генетические закономерности проявляются при такой гибридизации? Задача№2
Дата публикации 04.08.2013
Размер 127.06 Kb.
Тип Задача

www.100-bal.ru > Биология > Задача

Седова З.П. Уроки биологии

Генетика относится к числу точных наук. Передача наследственной информации подчиняется количественным закономерностям. С ними учащиеся встречаются на первых же по изучению основ генетики. Необходимость иллюстрации этих закономерностей, в частности, определяет специфику преподавания данной темы. На уроках помимо изучения теоретического материала, выполнения лабораторных работ школьники учатся составлять схемы скрещивания, используя при этом определенную генетическую символику. Для усвоения основ генетики необходимы также разбор и решение с учащимися задач.

Я предлагаю использовать на уроках иллюстрированные карточки с задачами по генетике. Особенно целесообразно применение таких карточек на заключительном обобщающем уроке, где с их помощью можно проверить знания многих учащихся за короткий отрезок времени.

Предлагаемые задачи не одинаковы по сложности и рассчитаны на и индивидуальный подход в обучении.

Преимущество иллюстрированных задач перед тестовыми очевидно, оно основано на том, что зрительное восприятие изображений активизирует внимание, интерес учащихся, способствует лучшему осмыслению условий задачи и изучаемых закономерностей.
Карточки- задачи
Задача №1

1.Какая окраска шерсти кроликов доминирует?
2.Каковы генотипы родителей (Р) и гибридов первого поколения, ( F)1?
3.Какие генетические закономерности проявляются при такой гибридизации?
Задача№2

1.Какая окраска шерсти кроликов доминирует?
2.Каковы генотипы родителей (Р) и гибридов первого поколения(F)1

по признаку окраски шерсти.
3.Какие генетические закономерности проявляются при такой

Задача №3

1Какой признак человека( высокий или низкий рост) доминирует?
2.Каковы генотипы членов семьи- матери, отца, и детей?

1. Какая форма плода томата( шаровидная или грушевидная) доминирует?

2. Каковы генотипы родителей(Р), гибридов первого поколения(F) и второго (F2)?

3. Какие генетические закономерности, открытые Менделем, проявляются при такой гибридизации.

Задача № 5
1 Каковы генотипы родительских растений томата (Р) и гибридов первого поколения(F1),( если шаровидная форма плодов томата доминирует над грушевидной)?
2.Оъясните: почему в первом же поколении гибридов произошло расщепление признаков?

1.Каковы генотипы гибридов первого и второго поколения, полученных путем скрещивания гомозиготных родительских сортов гороха( если желтая окраска семян(А0 доминирует над зеленой(а), гладкая форма семян(В) над морщинистой (в)?

2.Какие генетические закономерности проявляются при такой гибридизации?

Задача № 7
1.Каковы генотипы родительских растений гороха и гибридов первого поколения, если желтая окраска семян, (А) доминирует над зеленой (а), гладкая форма семян (В) над морщинистой (в)?
2.Почему уже в первом поколении гибридов произошло расщепление признаков?

  • Каковы генотипы родителей и гибридов первого ( F1 ) и второго ( F2) поколений?
  • Какие генетические закономерности проявляются при такой гибридизации?
  • Какие признаки плода томата ( красная или желтая окраса, грушевидная или шаровидная форма) доминируют?
  • Каковы генотипы родителей (Р) и гибридов первого и второго поколений?
  • Задача № 10
    1.Каковы генотипы родителей (Р) и гибридов (F1) , ( если красная окраска и круглая форма плодов томата -доминантные признаки, а желтая окраска и грушевидная форма- рецессивные признаки)?
    2.Докажите, что при таком скрещивании проявляется закон независимого распределения генов.
    Задача № 11

    1.Каковы генотипы родителей (Р) и гибридов (F1) ( если красная окраска (А) и круглая форма (В) плодов томата — доминантные признаки, а желтая окраска (а ) и грушевидная форма (в) – рецессивные признаки)?
    2.Какие генетические закономерности проявляются при такой гибридизации?
    Задача № 12
    1. Какой признак плодов томата

    ( грушевидная или шаровидная

    2.Каковы генотипы родителей (Р) , гибридов первого и второго поколений ( если красная окраска – доминантный признак)?

    1. Какие признаки у кроликов ( темная или белая окраска), гладкая или мохнатая форма шерсти ) доминируют?
    2 . Каковы генотипы родителей (Р), гибридов первого и второго поколения?
    3. Какие генетические закономерности проявляются при такой гибридизации?
    Задача № 14
    1. какой признак кролика ( мохнатая или гладкая форма шерсти) доминирует?
    2.Каковы генотипы родителей (Р), гибридов первого и второго поколений ( если белая окраска шерсти — доминантный признак)?
    Задача № 15

    1. Какой признак кроликов (мохнатая или гладкая форма шерсти) доминирует?
    2. Каковы генотипы родителей (Р), гибридов первого и второго поколений по признакам формы и окраски шерсти кроликов (если темная окраска шерсти — доминантный признак)?

    Решение задач
    Задача № 1
    При ответе на первый вопрос

    Логика рассуждений может быть следующей.

    Сравнивая окраску шерсти у родителей ( Р) и гибридов первого и второго поколения (F 1), видим, что доминантной является темная окраска шерсти кроликов, т.к. она унаследована всеми гибридами первого поколения.

    Для определения генотипов родителей и гибридов учащиеся должны записать условия задачи по следующей форме:
    Р А ? х аа

    F 1 А?
    Условные обозначения : темная окраска шерсти- А, белая — а

    Генотип белого кролика известен- аа, так как признак белой окраски- рецессивный. Генотип крольчихи с черной окраской может быть двух видов: АА или Аа. Чтобы найти его, рассуждаем следующим образом. Генотипы особей (F 1) складываются из гамет, полученных ими от материнского и отцовского организмов. От отцовского генотипа особи могли получить только рецессивный ген а. Из условий задачи известно, что гибриды первого поколения унаследовали темную окраску (доминантный признак), следовательно, один признак, отвечающий за наследование признака окраски шерсти и образующий генотип каждой из этих особей, будет А. Отсюда вытекает, что генотипы особей F 1- Аа.

    Нам остаётся узнать, каков генотип материнского организма. Известно, что все гибриды F 1 были единообразны по признаку окраски шерсти, а это возможно только в том случае, если генотип матери был гомозиготным — АА.

    Эти рассуждения можно проверить, построив схемы скрещивания кроликов с различными генотипами материнских организмов: АА и Аа .
    Схема 1

    Из записей видно: если предположить, что генотип крольчихи был Аа, То в F 1 должно наблюдаться расщепление по признаку окраски 1:1 ( 50 % темных кроликов, 50 % белых). А это противоречит условию задачи.
    Ответы на условия задачи:

    1. Доминантным признаком у кроликов является темная окраска шерсти.

    2 .Генотипы : родителей- крольчихи- АА, кролика- аа ; гибридов первого поколения- АА

    3. В данном случае мы наблюдали проявление правил доминирования признаков и единообразия первого поколения.
    Задача № 2

    Сравнивая окраску шерсти кроликов у родителей и гибридов F 1 , устанавливаем, что у потомства наблюдается расщепление признака окраски — появляются кролики с белой шерстью. Следовательно, ген белой окраски подавлялся в родительском генотипе геном темной окраски, а это значит, что доминантным признаком является темная окраска шерсти.

    Отвечая на второй вопрос задачи, рассуждаем следующим образом: если у гибридов F 1 наблюдается расщепление признаков (появились особи с белой окраской), значит, генотип одного из родителей был гетерозиготным — Аа (А— темная окраса, а – белая). Из условия задачи нам известно, что расщепление по фенотипу было в отношении 3:1 . Исходя из этого, мы можем утверждать, что и генотип и второго родительского организма был гетерозиготным Аа, так как если бы один из генотипов был доминантным гомозиготным АА, то расщепления в F 1 было бы в отношении 1:1. Проверим наши рассуждения построением схемы скрещивания:
    Р Аа х Аа

    F 1 АА; Аа; Аа; аа
    Расщепление признаков по фенотипу – 3:1, по генотипу – 1:2:1,
    Ответы на вопросы задачи.

    1 Доминантные признаки у кроликов является темная окраска шерсти.

    2. Генотипы: родителей крольчихи — Аа, кролика- Аа, гибридов первого поколении —АА, 2 Аа, аа.

    3. В данном случае мы наблюдаем проявление правила доминирования признаков, гипотезы чистоты гамет, закона расщепления признаков.
    Задача № 3
    При рассмотрения рисунка видно, что дети ( мальчик и девочка) унаследовали низкий рост, следовательно, этот признак и является доминантным Исходя из этого, мы можем утверждать, что отец имел гомозиготный рецессивный генотип — вв ( если мы условно обозначим признак низкого роста-В, высокого- в ) .При определении генотипа матери мы можем утверждать, что в нем присутствует доминантный ген низкого роста, а второй ген нам неизвестен. Возможны два варианта ее генотипа: ВВ или Вв. Найти правильный ответ можно путем построения двух схем скрещивания ( см. решение задачи №1) .

    Ответы на вопросы задачи:

    1 Доминантным признаком у человека является низкий рост.

    2 Генотипы членов семьи следующие: у отца- вв, у матери- ВВ, у детей – Вв.
    Задача №4
    Эта задача решается по аналогии с решенными задачами 1 и 2 .

    Ответы на вопросы задачи:

    1. У томата доминантной является шаровидная форма плода.

    2. Генотипы родителей – аа, АА: гибридов F 1 – Аа; гибридов F 2 – АА (25 %), Аа

    ( 50%) , аа ( 25 %) ( если А— шаровидная форма плода, а— грушевидная)
    Задача № 5
    Из условия задачи нам известен генотип одного из родителей (обладающего рецессивным признаком) – аа, в генотипе другого известен только один ген- А .

    Мы можем утверждать, что генотип второго родителя_ гетерозиготный – Аа, так как уже в F 1 поколении у гибридов наблюдается по признаку формы в отношении 1:1. Выяснив генотипы родителей, гибридов F 1, построим схемы скрещивания и убедимся в правильности наших рассуждений.

    Ответы на вопросы задачи:

    1. Генотипы: родителей – Аа, аа; гибридов F 1 — Аа ,аа

    2.Расщепление признаков произошло уже в первом поколении в связи с тем, что генотип одного из родителей был гетерозиготным, а другого_ рецессивным гомозиготным.

    Задача № 6
    Из условия задачи нам известны генотипы родителей (гомозиготные по доминантным признакам ( желтая окраска семян гороха А — доминирует над зеленой окраской а-, гладкая форма семян В— над морщинистой- в). Мы можем утверждать, что, поскольку в потомстве (гибриды F 1 поколения не дают расщепления) значит по первому закону Г. Менделя генотипы Родительских форм будут:

    В данном случае мы имеем дело с единообразием гибридов 1-го поколения, так как по каждой в каждой аллели присутствует доминантный ген, который подавляет развитие рецессивного гена.

    1. Доминантными признаками у семян гороха является гладкая форма и желтая окраска

    2. Генотипы родителей –Аавв, аавв, F 1 АаВв.

    В данном случае мы наблюдали проявление правила доминирования признаков, правила единообразия первого поколения, гипотезы чистоты гамет.
    Задача №7
    Запишем условие задачи виде схемы:

    Р аавв х А? В7
    F 1 А? В? ; А? вв ; аа в ?; аавв,

    где А— желтая , а— зеленая окраса семян, В— гладкая, в— морщинистая форма семян.

    Мы видим, что у гибридов первого поколения наблюдается расщепление по двум парам признаков (по форме и окраске), а это возможно только в том случае, если генотип второго родительского организма гетерозиготен по этим же признакам. Следовательно, его можно записать так: АаВв.

    Проверим наши рассуждения:

    Гам. Ав АВ; Ав,аВ, ав.

    Расщепление по фенотипу; 1; 1:1;1;по генотипу 1;1;1;1. Это соответствует условиям задачи.
    Ответы на вопросы задачи:

    1 Генотипы: родителей – аавв, Аавв , ааВв, аавв.

    2 Расщепление признаков у гибридов первого поколения произошло потому, что генотип одного из родителей был рецессивным гомозиготным по двум парам признаков, а генотип другого гетерозиготен по этим же признакам.

    Задача №8
    Запишем условие задачи в виде схемы:

    F 2 75% аав? 25% аа,
    Если мы обозначаем зеленую окраску семена, гладкую форму-В, морщинистую- в.

    Из условий задачи мы знаем, что у гибридов первого поколения наблюдается единообразие наследование признаков окраски и формы семян. Это возможно только в том случае, если первый родительский организм имеет дигомозиготный генотип: ааВВ. При его скрещивании с гомозиготным рецессивным растением получается потомство F 1 , имеющее генотип, гетерозиготный по признаку формы семени: ааВв.

    Проверим наши рассуждения.

    Гам. аВ ав аВ ав

    F 2 аавв, ааВв, ааВв, аавв
    Расщепление по генотипу -1:2:1, пофенотипу3:1 .

    Это соответствует условию задачи.
    Ответы на вопросы задачи:

    1.Генотипы родителей- аавв, аавв: гибридов первого поколения- ааВв, гибридов второго поколения —ааВВ, 2ааВв,аавв.

    2.В данном случае мы наблюдаем проявление правил доминирования признаков и единообразие первого поколения, гипотезы чистоты гамет, законов расщепления и независимого наследования признаков.
    Задача № 9

    Решение этой задачи аналогично решению задачи № 6.
    Задача № 10

    Рассмотрим наследование признаков окраски и формы плодов томата отдельно друг от друга ( руководствуясь законом независимого наследования признаков) нам известно , что один из родительских организмов имел гомозиготный рецессивный генотип (по окраске), другой – доминантный фенотип( тоже по окраске). В первом поколении гибриды унаследовали и желтую и красную окраску плодов, следовательно, второй родительский генотип был гетерозиготным по признаку окраски плодов (Аа).

    Рассматривая наследование признака формы плодов, видим, что в первом поколении гибридов наряду с доминантным признаком ( круглая форма) появляются плоды и с рецессивным признаком ( грушевидная форма). Следовательно, хотя бы один из родительских организмов имел генотип, гетерозиготный по признаку формы, а учитывая, что в первом поколении расщепление было в отношении 3:1, мы можем утверждать: оба родительских организма имели генотип, гетерозиготный по признаку формы плодов.

    Ответы на вопросы задачи:

    1. Гентипы: родителей- АаВв, аа Вв; гибридов первого поколения- Аа ВВ, 2 АаВв, Аавв,ааВВ, 2ааВв, аавв.
    2. В данном скрещивании наследование признака окраски плодов томата идет независимо от их формы, а именно отношение числа красных плодов к желтым равняется ( 1:1, Аа круглой формы к грушевидным ( 3:1).
    3. Ответы на вопросы задачи:

      1.Генотипы: родителей- АаВв, ааВв; гибридов первого поколения –АаВВ, 2АаВвАавв, ааВВ, 2ааВв, аавв.

      2. В данном случае мы наблюдаем проявление правила доминирования признаков, гипотезы чистоты гамет, законов расщепления и независимого наследования признаков.

      Задача № 12
      Ответы на вопросы задачи:

        1. Доминантным у томата является шаровидная форма плодов.
        2. Генотипы родителей- Аавв, ааВВ; гибридов первого поколения- АаВв, ааВв; гибридов второго поколения- ааВВ, 2ааВв, аавв.
        3. Ответы на вопросы задачи;

          1.Доминантным признаком у кроликов являются темная окраска и мохнатая форма шерсти,

          2.Генотипы : родителей — ААВВ, аавв; гибридов первого поколения –АаВв.

          3. В данном случае мы наблюдаем проявление правил доминирования и единообразия первого поколения., гипотезы чистоты гамет, законов расщепления и независимого наследования признаков.
          Задача № 14
          Ответы на вопросы задачи:

          2.Генотипы родителей ааВВ, Аавв; гибридов первого поколения- АаВв, ааВв; гибридов второго поколения – 2АаВв, Аавв, 2ааВв, ааВВ, аавв.

          Задача № 15
          Ответы на вопросы задачи:

          1.Доминантным признаком у кроликов является мохнатая форма шерсти.

          Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

          Помогает проект «Инфоурок»

          Выбранный для просмотра документ Моногибридное скрещивание. 10 класс.doc

          Образовательные: познакомиться с гибридологическим методом как основным методом генетики; изучить закономерности наследования признаков, установленные Г. Менделем, при моногибридном скрещивании; уметь оперировать ими для объяснения закономерностей наследования признаков; научиться использовать генетическую символику при решении задач

          Развивающие: развивать познавательный интерес учащихся к изучению проблем генетики через мыслительную деятельность учащихся и навыки работы с генетической терминологией.

          Воспитательные: воспитывать у учащихся интерес к получению генетических знаний.

          Оборудование: компьютер, интерактивная доска, флипчарт, видеоролик «Законы наследственности».

          Тип урока: урок изучения нового материала с использованием флипчарта.

          I . Организационный момент.

          Добрый день! Сегодня на уроке мы рассмотрим закономерности наследования, познакомимся с новыми понятиями, рассмотрим моногибридное скрещивание, узнаем правила решения и записи генетических задач (флипчарт 1-2).

          II. Актуализация опорных знаний учащихся: (флипчарт 3-4).

          Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости живых организмов

          Гены – элементарные единицы наследственности, участки ДНК хромосом

          Наследственность — свойство организмов повторять в ряду поколений сходные признаки и свойства

          Изменчивость – способность организма приобретать новые признаки

          Генотип — совокупность всех генов организма, которые он получает от родителей.

          Фенотип – совокупность всех внешних и внутренних признаков и свойств организма.

          Доминантный признак – проявляется в первом поколении.

          Рецессивный признак – подавляется действием доминантного, находится в скрытом состоянии.

          3. Работа по вариантам: (флипчарт, 5).

          I. Выберите пр ав ильные ответы на вопросы

          Совокупность генов
          А) генофонд Б) генотип В) ген

          Как называются особи, дающие расщепление в потомстве
          А) гомозиготные Б) гетерозиготные В) доминантные

          Ген – это участок молекулы
          А) белка Б) РНК В) ДНК

          Гаметы обозначаются: А) F Б) Р В) G Г) АА

          5. Какие признаки называются доминантными:
          А) Проявляются только у гомозиготных организмов,
          Б) проявляется как у гомо — так и гетерозиготных организмов
          В) проявляется только у гетерозиготных организмов.

          6.Фенотип – это совокупность:
          А) генов данной популяции
          Б) внешних и внутренних признаков
          В) генов организма

          7.Гибриды обозначаются
          А) F Б) Р В) G Г) АА

          8.Какие признаки называются рецессивными:
          А) Проявляются только у гомозиготных организмов,
          Б) проявляется как у гомо — так и гетерозиготных организмов
          В) проявляется только у гетерозиготных организмов.

          II. Выберите правильное суждение

          Доминантная гомозигота обозначается АА.

          Гены, определяющие развитее одинаковых признаков, называются аллельными.

          Родительские особи обозначаются F.

          Мендель открыл законы закономерности.

          Рецессивный признак – это подавляющий признак.

          Совокупность всех внешних и внутренних признаков называется фенотипом.

          Наследственность – это свойство всех живых организмов приобретать новые признаки в процессе индивидуального развития.

          Гибриды первого поколения обозначаются F 1.

          Способность организмов приобретать новые признаки называется изменчивостью.

          Ключ ответов (флипчарт 6).

          III . Выполни задание: (флипчарт 7). Один учащийся работает на доске Activ studio ). Слева предлагается условие задачи. Справа – логическое следствие из этого условия. Заполните пропуски.

          Следовательно, доминирует ген ______характер, рецессивен ген ______ . Грета была ________ по данному признаку

          Следовательно, белые кролики _________по признаку и все гаметы содержали _____ _____.

          Дано: Потомство доброй собаки Греты всё было доброй в нескольких поколениях

          Следовательно, доминирует ген добрый характер, рецессивен ген злой характер. Грета была гомозиготна по данному признаку

          Дано: Белая окраска шерсти кроликов определяется рецессивным геном.

          Следовательно, белые кролики гомозиготны по признаку и все гаметы содержали одинаковый ген.

          Тема: Моногибридное скрещивание (флипчарты, 8, 9)

          Цель: Познакомиться с I законом Г.Менделя. Научится составлять схемы скрещивания.

          Новые термины, с которыми мы познакомимся в ходе изучения новой темы:

          А). Введение в тему.

          На формирование фенотипа влияет генотип и факторы окружающей среды. Ещё в глубокой древности человек стал подмечать, что потомство похоже на родителей. Уже тогда люди старались получать, например, телят от самой удойной коровы, сеять семена растений, давших самый высокий урожай. Люди понимали, что в потомстве сочетаются признаки предков. Это нашло отражение даже в пословицах: “От худого семени не жди доброго племени”. Но закономерности, по которым те или иные признаки передаются потомкам оставались “тайной за семью печатями”. Поколебать устоявшееся убеждение первым решился Г. Мендель – монах и ботаник-любитель из Брно.

          (флипчарт, 9) (флипчарт,10)

          Б). Биография Г.Менделя. (Сообщение учащихся).

          Грегор Мендель родился 22 июля 1822г. в семье крестьянина в небольшой деревушке на территории современной Чехии, а тогда Австрийской империи. Мальчик отличался незаурядными способностями, и оценки в школе ему выставлялись лишь превосходные. Родители мечтали вывести своего сына “в люди”, дать ему хорошее образование. Иоганн окончил гимназию, затем двухгодичные философские курсы. В 1843г. Мендель поступил в монастырь августинцев в г. Брно, где принял духовный сан. Позже он отправился в Вену, где провёл два года, изучая в университете естественную историю и математику, после чего в 1853г. вернулся в монастырь. Будучи в Вене, Мендель заинтересовался процессом гибридизации у растений и в, частности, разными типами гибридных потомков и их статистическими соотношениями. Эти проблемы и явились предметом научных исследований Менделя, которые он начал летом 1856г.

          (просмотр видеофрагмента о Менделе).

          После ряда опытов, кропотливых, но гениально точных Мендель сформулировал свои знаменитые законы (флипчарт, 11) — 1865г. в статье “Опыты над растительными гибридами”. В ней были изложены основные закономерности наследования признаков, которые легли в основу современной генетики. Однако работы Менделя опередили своё время; они были оценены по достоинству только через 35 лет.

          1900г. – три учёных из разных стран голландец Г. де Фриз, немец К. Корренс, австриец Э. Чермак независимо друг от друга на разных объектах переоткрыли законы Менделя. Результаты работ этих учёных доказали правильность закономерностей, установленных в своё время Г. Менделем. Они честно признали его первенство в этом вопросе и присвоили этим закономерностям имя Менделя.

          1900г. – официальная дата рождения науки генетики.

          В). Преимущества гороха огородного как объекта для опытов (сообщение учащихся).

          Действительно, успехи, достигнутые Менделем, частично обусловлены удачным выбором объекта для экспериментов – гороха огородного

          — Легко выращивать, имеет короткий период развития – в условиях Чехии можно получить несколько поколений за один год.
          — Имеет многочисленное потомство.
          — Много сортов, чётко различающихся по ряду признаков. Сорта гороха отличаются друг от друга хорошо выраженными наследственными признаками.
          — Самоопыляющееся растение – растение происходит внутри одного цветка. Его репродуктивные органы защищены от проникновения пыльцы с цветков другого растения.
          — Возможно искусственное скрещивание сортов. Горох – строгий самоопылитель, но возможно удаление тычинок и перенос пыльцы от растений другого сорта с целью получения гибридных семян. Гибриды плодовиты, что позволяет следить за ходом наследования признаков в поколениях.

          Г). Ознакомление учащихся с алтьтернативными признаками гороха (видеофрагмент).

          Альтернативные признаки – противоположные, контрастные (красный– белый;

          Избрав в качестве экспериментального объекта горох, Мендель ещё потратил два года на предварительные опыты, чтобы найти чистые сорта с различными наследственными признаками. В конце концов, он выбрал для длительного изучения семь признаков, каждый из которых встречается у разных сортов гороха в двух чётко различающихся формах.

          Д). В процессе беседы с опорой на знания учащихся устанавливаем сущность гибридологического метода как основного метода генетики :

          Г. Мендель поставил цель выяснить правила наследования отдельных признаков гороха. Эту работу он проводил в течение 8 лет, изучив за это время более 10000 растений гороха. В своих работах он использовал гибридологический метод исследования. Метод предполагает изучение признаков родительских форм, проявляющихся в ряду поколений у потомства, полученного путем скрещивания (гибридизации). Поскольку потомков от таких скрещиваний называют гибридами, то и метод получил название гибридологического.

          Е ). Повторение генетической символики с использованием флипчарта, 12.

          Ж ). Введение термина “моногибридное скрещивание” в процессе фронтальной беседы: (флипчарт, 13). видеофрагмент.

          Опыты Менделя были тщательно продуманы. Свои исследования он начал с изучения закономерностей наследования всего лишь одной пары альтернативных признаков

          Аллельные гены – гены, лежащие в одинаковых участках гомологичных хромосом и отвечающие за развитие одного признака.

          Гомологичные хромосомы – парные, одинаковые

          Гомозигота – организм, содержащий два одинаковых аллельных гена.

          Гетерозигота — организм, содержащий два разных аллельных гена

          Мы начинаем изучать моногибридное скрещивание.

          Почему Г. Мендель для исследования выбрал горох? (Ответы учащихся).

          Давайте запишем скрещивание гороха с желтыми и зелеными семенами.

          Какой вывод вы сделаете? (У гибридов первого поколения один признак проявляется, а другой исчезает, не развивается).

          З). I закон Менделя (флипчарты, 14 — 16):

          И). Практическая генетика (решение задач): (флипчарты, 19- 20)

          К). Анализирующее скрещивание (флипчарты, 21- 23)

          Анализирующее скрещивание позволяющих установить генотип особи. Скрещивают организм неизвестного генотипа с организмом, гомозиготным по рецессивному аллелю.

          Рыжий теленок может быть по генотипу гомозиготой или гетерозиготой (рыжий цвет доминирует над белым). Для установления генотипа этого быка его скрещивают с коровой, гомозиготной по рецессивному аллелю, т.е. проводится анализирующее скрещивание. Если все телята при этом скрещивании будут рыжими, то бык гомозигота по доминантному аллелю; если в потомстве появляются и белые, и рыжие телята, то бык – гетерозигота.

          Л). Неполное доминирование (промежуточное) (флипчарты, 24)

          М). Ответьте на вопросы у доски: (флипчарты 25 — 26)

          Н). Выводы урока (флипчарт, 27.)

          I П). Домашнее задание (флипчарт, 28).

          Р). Я хочу закончить урок словами Д.Дьюи (флипчарт, 29- 30).

          Рассмотрите рисунок. Определите доминантные признаки у кроликов (темная или белая окраска, гладкая или мохнатая шерсть), генотипы родителей и гибридов первого поколения, генетический закон, проявляющийся во втором поколении.

          1) Доминантная окраска кроликов темная,шерсть мохнатая (т. к. в первом поколении не произошло расщепления признаков).

          2) Генотипы родителей: AАBВ, ааbb;

          3) генотипы потомства первого поколения: AаBb.

          4) Во втором поколении проявляется закон независимого расщепления.

          Заявленный в эталонах 4 элемент ответа: «Во вто­ром по­ко­ле­нии про­яв­ля­ет­ся закон не­за­ви­си­мо­го рас­щеп­ле­ния» следует записывать более корректно: «закон независимого НАСЛЕДОВАНИЯ».

          Так как формулировка «закон независимого расщепления» вносит путаницу, так как созвучна с законом расщепления (2-й Закон Менделя).

          Третий закон, или закон независимого комбинирования, утверждает, что при скрещивании гомозиготных особей, отличающихся по двум и более парам альтернативных признаков, каждая из таких пар (и пар аллельных генов) ведёт себя независимо от других пар, т. е. и гены, и соответствующие им признаки наследуются в потомстве независимо и свободно комбинируются во всех возможных сочетаниях. Он основан на законе расщепления и выполняется в том случае, если пары аллельных генов расположены в разных гомологичных хромосомах.

          Наверное, поэтому составители задания и приводят именно такую формулировку.

          С тем же успехом можно предположить, что гены сцеплены, а во втором поколении потомки с белой мохнатой и чёрной гладкой шерстью появились в результате кроссинговера, т.к. не указаны доли потомков каждого вида.

          предполагайте — обосновывайте, не засчитают — подавайте на апелляцию.

          Где на рисунке вы увидели во втором поколении черного гладкого кролика и почему его нет, а все кролики с белой шерстью, где с черной?

          результат второго скрещивания — изображены четыре разных фенотипа кроликов

          До сих пор при изложении материала мы исходили из положения, что один и тот же локус гомологичных хромосом представлен двумя аллелями: A и a, В и b, С и с и т. д.

          Эти два состояния локуса возникают при прямом и обратном мутировании. На самом деле один и тот же ген может изменяться в несколько состояний; иногда таких состояний бывает несколько десятков и даже сотен. Ген А может мутировать в состояние а 1 , а 2 , а 3 , …, а n или ген В в другом локусе — в состояние b 1 , b 2 , b 3 , …, b n и т. д. Мутации одного и того же локуса называют серией множественных аллелей, а само явление — множественным аллелизмом.

          Возникновение серии множественных аллелей схематически иллюстрируется на рисунке.

          Схема возникновения серии множественных аллелей

          Изучение мутаций серии множественных аллелей показало, что:

          1. любая аллель такой серии может возникать мутационно непосредственно от аллели дикого типа или любого другого члена данной серии;
          2. любая аллель серии может мутировать в другую как в прямом, так и в обратном направлении;
          3. каждый из членов серии, по-видимому, имеет свою характерную частоту мутирования;
          4. серии множественных аллелей в разных локусах могут иметь различное число членов.
          5. Наследование членов серии множественных аллелей подчиняется менделевским закономерностям. При этом имеет место следующее:

            1) серия множественных аллелей у каждого диплоидного организма может быть представлена одновременно только двумя любыми ее членами, например:

            Аа 1 , Аа 2 , а 1 а 2 , а 1 а 3 , а 2 а 2 и т. д.;

            2) каждый из членов серии может полностью или не полностью доминировать над другим ее членом, например: A > a 1 > a 2 > a 3 и т.д.

            3) члены одной серии действуют на один и тот же признак; одновременно они могут иметь множественный эффект.

            Рассмотрим более подробно наследование серии аллелей одного гена, а также приведем факты множественного аллелизма.

            У грызунов, в частности у кроликов, существует серия множественных аллелей по окраске шерсти: черный, шиншилла, гималайский горностаевый; — неполный альбинос и полный альбинос (белый кролик с красными глазами). При скрещивании черных кроликов с гималайскими, имеющими на фоне общей белой окраски шерсти черные кончики ушей, лап, хвоста и морды, в F1 все потомство оказывается черным. Во втором поколении наблюдается расщепление в отношении 3 черных к 1 гималайскому. Скрещивание гималайского кролика с альбиносом дает гибридов F1 с признаками первого родителя, а в F2 имеется расщепление 3 гималайских на 1 альбиноса.

            Схема наследования серии множественных аллелей

            Следовательно, каждая пара членов данной серии ведет себя в расщеплении как одна аллельная пара. Если бы члены серии были неаллельными, то должно было происходить расщепление, соответствующее дигибридному или полигибридному скрещиванию. Однако этого не наблюдается. При проверке других мутаций в этой серии во всех случаях имеет место моногибридное расщепление.

            На основании подобного генетического анализа предположили, что ген альбинизма может иметь несколько состояний. Обычно такую серию обозначают по названию признака, впервые найденного, или по общему характеру действия данного локуса, способного мутировать в разные состояния. Так, например, серия множественных аллелей гималайского альбинизма у кролика обозначается: буквой С — черный, а члены ряда в гомозиготном состоянии c ch c ch — шиншилловая окраска, c h c h — гималайский альбинос, с а с а — полный альбинос.

            В отличие от генов, для которых известны только два состояния, сочетание двух разных членов серии множественных аллелей в гетерозиготе называют компаундом.

            В связи с тем, что у диплоидного организма могут присутствовать одновременно только два члена серии множественных аллелей, представляет интерес выяснить, как они ведут себя в разных сочетаниях. Члены ряда серии аллелей не только по-разному определяют развитие признаков, но и вступают в разные доминантно-рецессивные отношения друг с другом, о чем было упомянуто выше. Нередко доминирование при этом неполное. Так, например, компаунд по шиншилловой окраске и гималайской или по шиншилловой и альбинизму c ch c h или c ch c a дает светло-серую окраску, типичную для шиншиллы, а компаунд с са —фенотип гималайского кролика.

            Альбинизм оказывается рецессивным по отношению ко всем членам данной серии. Аллель альбинизма по ранее приведенной классификации Мёллера является аморфной мутацией, а аллель гималайской окраски — гипоморфной мутацией.

            Градуальность (промежуточность) проявления членов серий множественных аллелей в компаунде наблюдается в тех случаях, когда мутантные гены относятся к разным типам действия: аморфный — гипоморфный и т. д. У морской сцинки, например, так же, как и у кролика, имеется серия множественных аллелей по окраске шерсти. Окраска шерсти оказывается различной в зависимости от сочетания членов данной серии. С. Райт и его сотрудники изучили у морской свинки количество основного пигмента — меланина, обусловливающего у этого животного окраску шерсти. Серия аллелей окраски состоит из гена С и его мутантов: c k , c d , с r и с a .

            Аллель С доминирует над всеми, а с а , обусловливающая альбинизм, является рецессивной по отношению ко всем остальным членам данной серии, которые определяют промежуточную пигментацию шерсти. На основании колориметрического исследования экстрактов меланина из шерсти морских свинок разных компаундов данной серии удалось установить градуальное действие мутаций.

            Число мутантных аллелей данного гена может быть весьма большим. Так, например, по гену белой окраски глаза (white) у дрозофилы известна серия аллелей из 12 членов. Все эти аллели в компаунде в определенной последовательности дают промежуточную окраску глаз и доминируют над аморфным геном w. Ниже приводятся сведения о фенотипических проявлениях аллелей (цвет глаз) этой серии и их символы:

            У одного и того же вида растений или животных целый ряд локусов может быть представлен серией множественных аллелей. Такой ряд установлен у крупного рогатого скота, кроликов, мышей, морских свинок, дрозофилы, а также у кукурузы, табака, гороха и др. Серии множественных аллелей обнаружены и у человека. Распространенность этого явления среди животных, растений и микроорганизмов могла быть обусловлена несколькими причинами: множественный аллелизм увеличивает резерв мутационной изменчивости в эволюции, в силу чего он приобрел приспособительное значение.

            Изучение множественного аллелизма имеет не только теоретическое значение для понимания природы наследственной изменчивости, но и чисто практическое. Так, у человека известны четыре группы крови: А, В, АВ и 0. Если взять кровь от человека группы АВ или А или В и перелить другому человеку, имеющему кровь группы 0, то последний может погибнуть. Причина этого заключается в следующем. Эритроциты группы АВ содержат два антигена: группа А — антиген А, группа В — антиген В, группа 0 не содержит антигенов А и В. Сыворотка крови этих четырех групп различается следующим образом: группа 0 имеет два антитела, обозначаемые как ? и ?; группа А содержит в сыворотке антитело ?, группа В — антитело ?, сыворотка группы АВ не имеет антител ? и ?. Взаимоотношение антигенов эритроцитов (А, В) антител сыворотки (? и ?) всех четырех групп крови приведен в таблице.

            Реакция агглютинации эритроцитов между различными группами крови

            В ряде случаев группы крови оказываются несовместимыми. Происходит это потому, что антитело ? агглютинирует эритроциты групп крови А и АВ, а антитело ? — эритроциты групп крови В и АВ. Если в крови реципиента с группой А окажется антиген В, то наступит слипание эритроцитов донора; то же происходит, если в кровь реципиента группы В попадают антигены донора А или АВ.

            Группы крови не изменяются в течение жизни человека. Причем их наследование осуществляется настолько четко, что это используется в судебной медицине для исключения отцовства и в некоторых других случаях. Для примера приведем ожидаемые и невозможные группы крови у потомков при различном сочетании групп крови родителей.

            Группы крови потомков от браков людей с разными группами крови

            Как показал А. Винер, в наследственном определении антигенов участвует серия множественных аллелей, состоящая по меньшей мере из трех членов: I А , I B , I 0 . Первые два члена серии определяют выработку антигенов, соответственно I А — антигена А, I 0 — антигена В. Ни один из них не доминирует над другими. До недавнего времени считали, что I 0 является рецессивной аллелью к первым двум аллелям, поэтому ее обозначают также i. Сочетание всех этих аллелей определяет соответствующие группы крови, а именно:

            Гетерозиготы I А I 0 и I B I 0 не отличаются по фенотипу от гомозигот. В настоящее время генетические исследования групп крови, т. е. установление генов, определяющих антигенные различия, показывают, что каждая группа зависит от целого ряда аллелей однозначного действия (А 1 , А 2 , А 3 или В 1 , В 2 , В 3 и т. д.). Кроме того, некоторые авторы считают, что существуют люди с генотипами I 0 I 0 (т. е. ii), имеющие 0 группу крови, эритроциты которых обладают антигенными свойствами и имеют соответствующие антитела.

            Группы крови у крупного рогатого скота также определяются сериями множественных аллелей. Изучение наследственной детерминации групп крови составляет предмет исследования новой, чрезвычайно перспективной области генетики, называемой иммуногенетикой.

            В настоящее время не совсем ясно, все ли локусы могут иметь серии множественных аллелей. Предполагалось, что последние обнаруживаются лишь для некоторых локусов хромосом. Но по мере исследования отдельных генов у наиболее изученных форм, в свете современных данных о строении гена, складывается впечатление, каждый локус может быть представлен серией множественных аллелей с большим или меньшим числом членов. Следует отметить, что у близких видов встречаются сходные серии аллелей (например, в пределах отряда грызунов и др.). Это говорит о гомологии наследственной изменчивости идентичных локусов хромосом у родственных видов.

            Таким образом, исследование множественного аллелизма показывает, что ген как наследственная единица может мутировать в ряд состояний.

            Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

            Презентация на тему Решение задач на взаимодействие неаллельных генов, предмет презентации: Биология. Этот материал содержит 10 слайдов. Красочные слайды и илюстрации помогут Вам заинтересовать свою аудиторию. Для просмотра воспользуйтесь проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций ThePresentation.ru в закладки!

            Слайды и текст этой презентации

            Решение задач на взаимодействие неаллельных генов

            При скрещивании зеленых попугайчиков с белыми все потомство оказалось с зеленым оперением. При скрещивании потомков первого поколения между собой получили 73 зеленых, 26 желтых, 24 голубых и 7 белых попугайчиков.

            Определите тип наследования окраски оперения, а также генотипы родителей и всех потомков.

            Предположим, что у кошек доминантный ген А обусловливает дикую окраску шерсти «агути», доминантный ген В – белую окраску, а оба рецессивных аллеля этих генов – черную окраску шерсти.

            При многократном скрещивании котов и кошек, имеющих дикую окраску шерсти, получили 63 котенка, среди которых оказалось: 46 – агути, 13 – белых и 4 черных котенка.

            Как наследуется окраска шерсти у кошек? Определите генотипы кошек и потомства.

            У F2 расщепление по фенотипу составляет 12:3:1.

            Тип взаимодействия: эпистаз – А > В.

            Белая окраска шерсти у кроликов контролируется двумя парами неаллельных генов. Один доминантный ген определяет развитие черной окраски, а доминантный ген другой пары является подавителем окраски.

            На ферме при скрещивании белых кроликов в первом поколении получили только белых крольчат. В результате скрещивания потомков первого поколения между собой оказалось 912 белых и 215 черных крольчат. Как наследуется окраска шерсти у кроликов? Определите генотипы скрещиваемых особей и потомков первого и второго поколений.

            А – черная окраска;
            а – белая окраска;
            В – подавляет окраску;
            в – не подавляет.
            Р1 ААВВ?аавв;
            F1 все АаВв
            F2 — расщепление 13:3

            Васильки могут иметь синий, фиолетовый и белый цвет. Допустим, что синий цвет определяется доминантным геном А. рецессивная аллель этого гена обусловливает фиолетовую окраску. . Доминантная аллель другой пары генов проявляет окраску, а его рецессивный аллель – подавляет проявление обоих генов А и а, и формирует белую окраску.
            Цветовод скрестил синие и белые васильки между собой и получил только синие васильки. При самоопылении васильков первого поколения во втором поколении было обнаружено 364 синих, 156 белых и 118 фиолетовых васильков. Определите генотипы скрещиваемых особей и потомства.

            У лошадей цвет масти определяется двумя парами несцепленных неаллельных генов. Один доминантный ген обусловливает вороную масть, а его рецессивный аллель – рыжую масть. Доминантный аллель другого гена обусловливает серую масть, а его рецессивный аллель не влияет на окраску. Ген серой окраски подавляет ген вороной окраски. При скрещивании между собой лошадей серой окраски в потомстве произошло расщепление: 73 серых: 20 вороных: 6 рыжих жеребят. Определите генотипы родителей и потомства.

            У человека редкий эпистатический ген h способен подавлять действие генов IA, IB, определяющих группу крови (так называемый «бомбейский феномен»). В семье, где мать имела вторую, а отец – четвертую группы крови, родились дочь с первой группой крови, дочь со второй группой, сын с третьей группой и сын с четвертой группой крови. Какова вероятность рождения в этой семье детей с первой группой крови? Определите генотипы родителей и детей.

            У ужей по бокам головы могут быть белые, желтые или оранжевые пятна. Допустим, что окраска пятен контролируется двумя парами несцепленных неаллельных генов. При скрещивании ужей с белыми пятнами получили следующее потомство: 94 – с белыми пятнами, 25 — с желтыми и 8 – с оранжевыми. Каков характер наследования признака? Определить генотипы скрещиваемых особей и потомства.

            Читайте так же:  Образ белого кролика