Кролик не кошерен

Скажите, как определяется кошерность животного?

Слышал, что евреям нельзя есть не только свинину, но и еще несколько видов животных, и будто бы это можно определить по копытам животного и «отплевыванием» когда животное ест пищу.

И откуда такой строгий закон (т.е. не рекомендация, а обязанность) не употреблять в пищу этих животных? Вам Бог прямо сказал, или это «толкования» источников?

До Потопа человеку разрешалось есть только растительную пищу, а также — продукты из молока животных. Однако люди не устояли перед собственными инстинктами (которые, сами по себе — естественная часть бытия), не сумели в своем поведении направить их, условно говоря — «вверх», для служения Творцу.

В результате произошел Потоп. И одним из последствий этих событий явилось то, что «послепотопный» человек получил разрешение употреблять в пищу мясо животных. На условии, что он не будет издеваться над животными, мучить их и т.п.

Таким образом, Всевышний создал некий механизм, позволяющий человеку, если он выберет путь добра, всегда помнить о бренности бытия, смертности и об ограничениях в отношении к другим существам.

Еврейский народ был избран для выполнения великой задачи — нести на себе печать связи с Творцом. Чтобы всегда, на все грядущие поколения, в мире была группа людей, которые стараются строить свою жизнь согласно с Волей Творца.

Для этого нам была дарована Тора — Письменная и Устная.

В Письменной Торе евреям, среди прочего, дан целый ряд законов, содержание которых указывает, что нам можно есть и что — нельзя. Так, нам разрешается употреблять в пищу мясо лишь травоядных (не хищных) животных. Причем, только таких, которые обладают одновременно двумя качествами: копыта — раздвоены (полностью расщеплены надвое), а пищеварительная система имеет особое строение, то есть, как мы говорим — « жуют жвачку ». Что означает, что пища у них попадает в один из разделов желудка, частично переваривается, потом поднимается по пищеводу в рот и в нем вторично разжевывается.

Об этом прямо сказано в третье книге Торы — Ваикра (гл. 11, ст. 2-3), а также в пятой книге — Дварим (гл. 14, ст. 4-6).

Так что свинина запрещена, потому что у свиньи отсутствует второй необходимый признак: она — не жвачное животное.

Не разрешается нам есть и мясо кролика, лошади, верблюда, медведя и т.д. Потому что у всех этих животных отсутствуют либо оба отмеченных признака, либо — один из них.

В силу исторических и даже — «космических» причин, лежащих в духовной плоскости противостояния Эсава и Яакова, в нашем народе выработалось отвращение к свинине. За последние 2300 лет неоднократно бывали периоды, когда евреев пытались кормить свининой насильно, часто — под угрозой смерти.

Я не случайно начал разговор об ограничениях в питании с истории Потопа, но — для того, чтобы дать намек на тот дополнительный смысл, который вложен в закон, разрешающий евреям есть мясо лишь травоядных животных. Дело в том, что, в отличие от хищников, травоядные лишены стремления «поедать ближнего».

Вторичное пережевывание пищи (второй признак кошерного животного), когда еда поднимается по пищеводу в рот животного, дает намек на существование в нашей жизни «второго этажа». То есть на то, что человек не должен ограничиваться лишь потреблением, его предназначение — поднимать вверх все, с чем он сталкивается, во всем отыскивая духовное.

Тот же намек скрыт и в первом признаке кошерности животного — раздвоенное копыто. По земле надо ходить, осознавая двойственность этого мира, в котором есть не только материальная, но и духовная составляющая.

В главе «Шмини» мы находим определение, какие животные, рыбы, птицы являются кошерными, т.е. разрешенными в пищу евреям, а какие – нет. Признаки кошерности животного даны в следующем отрывке главы: «Всякий с раздвоенными копытами. и жующий жвачку из скота — его можно есть» (11:3). Из домашнего скота этим требованиям отвечают корова, овца и коза, из диких – олень и другие парнокопытные (7 видов), за исключением свиньи. Подавляющее большинство некошерных животных не обладают ни одним из признаков кошерности, а те, которые обладают одним признаком (четыре вида), перечислены далее в главе. Интересно, что, несмотря на то, что за время, прошедшее со дня получения Торы, были открыты новые земли и даже материки и найдены новые, ранее неизвестные животные, не было найдено ни одного вида, обладающего только одним признаком кошерности, кроме тех, что упомянуты в Торе.

Единственным парнокопытным, не жующим жвачку и поэтому некошерным, является свинья. Несмотря на то, что кролик, лошадь и другие некошерные животные так же нечисты, как и свинья, к свинине еврей питает особое отвращение. В Талмуде, а также в современной разговорной речи, даже избегают произносить слово «хазир» (свинья) и заменяют его выражением «давар ахер». Возможно, это явилось следствием того, что еще во времена пророков поедание свинины входило в некоторые обряды язычников, или следствием гонений Антиоха, приведших к восстанию Хасмонеев, когда евреев принуждали есть свинину. А может быть, главной причиной столь брезгливого отношения евреев к свинье явилось более позднее событие, о котором рассказывает Талмуд:

— Когда цари из дома Хасмонеев вели войны друг с другом, был Гиркан снаружи (осадил Иерусалим, приведя с собой римское войско), а Аристобул внутри (Гиркан и Аристобул – братья из дома Хасмонеев, воевавшие друг с другом за власть над Иудеей). Каждый день осажденные спускали со стены корзину, в которой лежали деньги, и осаждавшие вкладывали в нее барашков для постоянных жертвоприношений. Был в Иерусалиме один старец, знавший греческие премудрости. Намекнул он осаждавшим, используя замысловатые греческие выражения, что, пока осажденные совершают службу в Храме, они не будут преданы в руки врагов. Назавтра спустили они деньги в корзине, а те вложили в нее свинью. Когда достигла она середины стены, зацепилась она копытами за камни, и содрогнулась земля израильская на 400 миль вокруг. Тогда сказали мудрецы: «Проклят человек, выращивающий свиней; проклят человек, обучающий своего сына греческим премудростям» (Сота 49б).

В отношении птиц не указывается никаких определенных признаков кошерности. Перечисляется лишь 20 наименований птиц, запрещенных в пищу. Из этого следует, что кошерных птиц больше (так как обычно перечисляется меньшинство). Но ввиду того, что в наше время практически невозможно с абсолютной точностью установить, какие именно породы птиц называются в Торе тем или иным именем, принято употреблять в пищу лишь тех птиц, которые считаются кошерными по традиции. Это: индейка, курица (домашняя), гусь, утка, голубь, лебедь, горлица.

Несмотря на то, что объявление некоторых животных некошерными можно объяснить соображениями здоровья и гигиены, смысл запретов этим не исчерпывается.

Абарбанель, видный ученый и комментатор ТАНАХа 14-го века, пишет по этому поводу:

— Невозможно объяснить запрет некошерных продуктов питания, исходя из соображений здоровья организма и исцеления его недугов. Ибо тогда Божественное Учение окажется на уровне медицинской книги. Божественное Учение явилось не лечить тела и способствовать их здоровью, но способствовать здоровью души и лечить ее недуги. Поэтому запретило оно эти продукты, так как они огрубляют и оскверняют чистую душу.

Примерно то же пишет и автор книги «Акейда»:

— Они (некошерные продукты). вредят разумной душе и порождают в ней черствость, дурной характер и извращенные влечения.

В Талмуде сказано, что животные, у которых есть рога, есть всегда копыта раздвоенные, и они жуют жвачку. Израильский ученый доктор Менахем Дор подтвердил это (в журнале «Ладаат» №14, стр. 7). Сначала он сомневался и проверил всех рогатых животных. Как известно, из всех обитателей воды можно есть только тех, у которых есть чешуя и плавники. Что добавляет Талмуд к этому? «Если есть чешуя, то обязательно есть плавники. Если у меня кусок рыбы с чешуей, но не видно плавников, то его можно есть». А в океанах миллион видов животных.

Читайте так же:  Самые огромные кролики порода

Как часто вы слышите: не будешь кашу – не вырастешь! Или: по утрам обязательно нужно есть творог! Или: доедай рыбу, в ней фосфор – будешь умным, как папа!


«Кашрут» на иврите (или «кошер» на идиш) означает «пригодный». Но «пригодный» не в смысле «съедобный». Кошерная пища – это пища, приготовленная из «правильных» продуктов в соответствии с еврейскими законами.

Требования, связанные с едой, как и все главные законы иудаизма, записаны в Торе. Еврейский народ применяет эти правила уже более трёх тысяч лет!

Задумываться об этом неприятно, но факт остаётся фактом: большинство из нас ежедневно ест мясо коров, свиней, кроликов и кур. И мы понятия не имеем, как именно они расстались с жизнью. Животное, которое может считаться кошерным, должно быть зарезано с соблюдением множества условий. Кошерный забой скота называется шхитой, а человек, который его совершает, – шохетом. Шохет не простой мясник. Сначала он учится в ешиве – религиозном институте, потом проходит специальный курс и сдаёт экзамен.


Кошерная корова А теперь самое главное: какие животные являются кошерными. Это травоядные жвачные с раздвоенными копытами – коровы, овцы, козы. У кошерных рыб должны быть чешуя и плавники. Мало того – не все виды чешуи кошерны! «Правильная» чешуя легко отделяется от рыбы, если провести ногтем. Получается, что морепродукты – осьминоги, омары, крабы, раки, креветки, устрицы – не кошерны. У них нет ни чешуи, ни плавников.

Что касается птиц, Тора не объясняет, как определить их кошерность. Зато в священной книге есть список некошерных птиц: орёл, сова, пеликан. Чтобы не запутаться, евреи едят только мясо традиционных кур, уток, гусей и индеек.


Некошерная свинья Кстати, о мороженом. Оно, как вы знаете, делается из молока. Так вот, религиозный еврей не может класть мороженое в ту же тарелку, в которой лежало мясо. Даже если он её тщательно вымыл. Для мясной и молочной пищи должна быть отдельная посуда.


Заповедь соблюдения кашрута – одна из самых загадочных. В Торе не объясняется, почему одни животные пригодны в пищу, а другие – нет; почему не разрешается смешивать молоко с мясом; почему нельзя есть блюдо, приготовленное неевреем; почему, почему, почему…

Религиозные евреи просто верят, что Всевышний, который создал человека и всё, что вокруг, лучше знает, что для нас хорошо. Ведь мы не всегда понимаем, почему врач назначает нам горькие лекарства, но, тем не менее, послушно их принимаем. Ну, или не очень послушно.

Android
Выбрать язык Текущая версия v.393

?????? ???? ?????? ??? ???? ?? ??? ?»?

Шалом алейхем, ребята и ваши родители. Наша недельная глава Шмини рассказывает нам, каких животных, птиц и рыб мы может употреблять в пищу, а каких – нет. А вы знаете признаки кошерных, разрешенных, животных? Они должны пережевывать жвачку и иметь раздвоенные копыта. Среди домашнего скота это — коровы, козы и овцы. Среди диких – бизон, лань, олень, и газель. Тора говорит, что у четырех животных есть только один признак. Эти животные – верблюд, кролик, заяц и свинья. Верблюд, заяц и кролик пережевывают жвачку, но у них нет раздвоенных копыт. У верблюда есть одно сплошное копыто, а у кролика и зайца вообще копыт нет, у них – лапки. И только у одного животного есть раздвоенные копыта, но оно не пережевывает жвачку. Это – свинья. Учит нас Тора, что если мы встречаем животное с раздвоенными копытами, но не знаем, жует ли оно жвачку, если это не свинья, то оно кошерное.

И знаете, детки, что со времен дарования Торы прошло очень много времени, несколько тысяч лет, но не нашли ни единого животного с одним признаком кошерности, кроме тех, которые мы назвали. Поэтому только то, что написано в нашей святой Торе,— вечная истина, чистая правда.

Вот что произошло один раз со мной, когда мы учили главу Шмини. Реббе рассказал, каких животных мы можем есть, а каких нет. Тогда Меир, один из ребят, воскликнул:

—А я слышал, что во Франции едят лягушачьи лапки.

—Фу-у, — засмеялись остальные. – Как это можно есть! Лягушки такие скользкие и холодные.

—А еще некоторые едят змей, — сказал кто-то еще.

—Фу-у, они такие чешуйчатые, — все засмеялись.

—А некоторые едят саранчу.

—Фу-у, это же так противно. Я однажды наступил на одну. Фу-у, — сказал Шломо.

—А почему сало нельзя? – спросил Саша. Он был новым мальчиком в нашем классе. – Это очень вкусно, особенно с печеной картошкой.

—Как можно кушать хазира, который хрюкает и валяется в грязи, — хихикнул я. И все мальчики засмеялись вслед за мной. Саша смутился и покраснел.

—Знаете, ребята, — сказал реббе, – мы не едим хазира, свинину, не потому, что это грязное животное. Курица роется в куче мусора и ест разных жуков и червяков. Но она – кошерная. Нам можно ее есть. Кому мама жарила картошку на шмальце, курином жиру? Правда, вкусно? И вы любите сосиски, не так ли?

Ребята закивали головой.

— Мясо хазира тоже вкусное, — продолжал реббе. — Тогда почему же мы это не едим? Потому что нам так повелел Б-г. Свинья называется «таме», «нечистая», не потому, что валяется в грязи, а потому, что ее мясо загрязняет нам душу. Вы никогда не пробовали это мясо. Вам папа и мама сказали, что мясо свиньи – треф, некошерное, и вам кажется, что оно противное. Саша его ел, потому что не знал, что евреям нельзя его есть. Он знает, что оно вкусное. Но он и его папа и мама больше его не едят, потому что выполняют волю Б-га. За это они получают б?льшую награду, чем мы с вами.

Мальчики замолчали, а Саша поднял голову. Он как бы сказал реббе «спасибо».

После урока реббе подозвал меня к себе:

—Знаешь, Лейзер, твоя шутка обидела Сашу, — сказал он. – Ему стало стыдно, что он почти ничего не знает из Торы и законов. Но это не его вина. Как ты думаешь, что теперь тебе нужно сделать?

—Извиниться? – спросил я.

—Да, — ответил реббе, — извиниться. Я знаю, что ты не хотел его обидеть. Но он обиделся. Я знаю, что ты это сделаешь.

Теперь мне стало стыдно. Мне тяжело было подойти к Саше. На перемене я увидел, что он один сидел на скамейке и читал книжку, пока все остальные ребята играли в футбол.

Я подошел к нему и сказал:

—Саша, я извиняюсь, что обидел тебя. Я не хотел. – И потом предложил, — давай дружить.

Саша посмотрел на меня и улыбнулся:

—Давай, — сказал он.

Так мы стали друзьями. На уроке мы сидели рядом, и я показывал ему на какой странице молиться, подсказывал, как правильно читать. А Саша, которого стали называть Сендером, научил меня мастерить кораблики, которые мы пускали по весенним ручейкам.

Так вот, золотые мои. Я знаю, что у вас тоже чистая душа и доброе сердце. Старайтесь не обижать друг друга. А если нечаянно обидели и поссорились, то попросите прощения и помиритесь. Так вы доставите большую радость Б-гу и ускорите приход Машиаха.

Лента новостей:

Восстановление пароля

Войти

Для того чтобы иметь возможность добавить комментарий, нам необходимо вас опознать.

Читайте так же:  Кролики великаны бабочки

Зарегистрироваться

Все поля обзательны для заполнения

Оценить материал

Вставить в блог

Скопируйте код для вставки в свой блог:

Кошер Для Чайников. Часть 3. Кошерные животные

Еще читать в этом разделе

  • 04.03Ученики еврейской школы в Пенсильвании организовали печать масок для больниц на 3D-принтере
  • 02.20Зачем русскоязычным евреям США Всемирный Сионистский Конгресс
  • 02.06Алекс Сельский: «Если во Всемирном Сионистском Конгресс не будет представителей русскоязычных евреев Америки – то решать будут без них и бюджеты делить без них»
  • 02.03Голосуй или проиграешь! Чем больше наших голосов – тем больше от нас делегатов во Всемирном Сионистском Конгрессе
  • 01.25Всемирный Сионистский Конгресс. Наша американо-еврейская мечта сегодня в наших руках

29 Ноября, 2010, Автор: Ашер Альтшуль

«Всякий с раздвоенными копытами. и жующий жвачку из скота – его можно есть»
Вайикра 11:3

В Торе приводятся два критерия по которым определяется кошерность животного для употребления в пищу: животное должно быть одновременно жвачным (строго травоядное) и парнокопытным (имеющие раздвоенные копыта). Только наличие обоих факторов одновременно определяет животное, как кошерное. В Торе упоминаются четыре вида животных, обладающиx одним из вышеупомянутых признаков, что подчеркивает запрет на употребление их в пищу. Этими животными являются свинья, верблюд, даман и заяц.

Практичеки все кошерные животные являются домашними, но существуют некоторые разрешенные хищные животные. Эти животные должны пройти процесс шхиты — строго определенный процесс убоя, разделки и подготовки к кулинарному использованию. Охота на них, как и на любых других животных запрещена.

Так же существуют дикие жeвотные отвечающие всем требованием кошерности, как например жирафы, но не употребляющиеся в пищу из-за отсутствия традиции их кошерного убоя (шхиты).

Даже если животное является кошерным по определению Торы и было кошерно зарезано оно может быть запрещено к употреблению в пищу, если при проверке внутренних органов животное окажется больным.

Список наиболее популярных кошерных и некошерных животных:


Кошерные
Домашние
Животные

Кошерные
Дикие
Животные
Запрещенные
Домашние
Животные
Запрещенные
Дикие
Животные
корова лось свинья кабан
олень кролик заяц
баран газель
коза горный козел

Шхита

Кошерность птицы или скота не определяется только зоологическими критериями. Существуют так же строго определенные законы убоя, разделки и подготовки птицы или скота к кулинарному использованию. Этот процесс называется «Шхита» (убой) и выполняется человеком имеющего специальное образование «Шойхета» (резчика животных).

. и не только. Кашрут бывает для ножей, вилок, тарелок, мяса, молока, хлеба, вина и водки, одежды, книг, Интернета. Даже секс бывает кошерный и . ну, это несколько выходит за рамки статьи. И хотя широкие читательские массы из всего разнообразия кошерных тем, несомненно, предпочли бы последнюю, мы все-таки поговорим о чайниках.

Итак, кошер. Слово это прочно вошло в современный лексикон, и в английском языке оно уже вполне конвенционально (по крайней мере, людей, понимающих смысл термина «кошерный», там гораздо больше, чем понимающих смысл термина «конвенциональный»). Русское языковое пространство «кошер» тоже обживает вполне уверенно — у современной продвинутой молодежи слово «кошерно» звучит примерно так же часто, как «прикольно» или «гламурно».

Но если русский и английский язык пали под кошерным натиском сравнительно недавно, то в еврейском языке это слово использовать сам Б-г велел (в буквальном, между прочим, смысле, хотя об этом позже). Между тем, само слово «кошер» встречается в Танахе только три раза: один раз в Меhилат Эстер (Свитке Эстер) и два раза в книге Коhелет (он же «Экклезиаст»), причем там оно не относится к еде, а просто используется как положительная характеристика некоторых вещей, ведь слово «кашрут» на иврите означает «пригодность».

Маленькое отступление насчет того, как же все-таки правильно произносить и писать это слово. «Кошерный» или «кашерный»? «Кошрут» или «кашрут»? Поскольку в иврите нет гласных букв, то в оригинале слово это пишется так: «к-ш-р», и никаких проблем нет. А вот чтение огласовок (значков, обозначающих гласные буквы данного слова) целиком и полностью зависит от диалекта произносящего.

В сефардском варианте, принятом в современном Израиле, это произносится как «кашер». В ашкеназском — «кошер». Ашкеназский вариант чтения огласовок правильнее, но зато сефардский проще (в сефардской традиции знаки огласовок обозначают «просто гласные буквы», в то время как в ашкеназской каждая из гласных подразделяется на длинную, короткую и ультракороткую). Ну, а мы с вами, для поддержания межобщинного согласия и равновесия (а также для благозвучия), будем писать «кошер» и «кошерный», но «кашрут», и пусть этот языковый волюнтаризм повиснет тяжким грузом на совести автора.

ПРЕВЕД, КОШЕР! 1

В самой Торе (Пятикнижии Моисеевом) слово «кошер» не встречается ни разу, зато там в избытке законов, этот самый кашрут определяющий. Хотя, честно говоря, самих законов в прямом виде там тоже не очень много, ибо письменная Тора — всего лишь очень краткий конспект той информации, которую Всевышний передал евреям у горы Синай через Моше. В общем, многие из законов кашрута в Торе содержатся в виде намеков и полунамеков, типа фраз «зарежь, как Я тебе сказал». Во всех подробностях эта процедура была дана в устной форме, затем передавалась как часть Устной Торы и в дальнейшем была записана в Талмуде.

ХУК СЛЕВА, ХУК СПРАВА

Чтобы не запутаться в 613 заповедях, данных нам Всевышним, их принято классифицировать. Например: 365 запрещающих и 248 повелевающих. Или так: заповеди, касающиеся отношений с Б-гом, и заповеди, касающиеся отношений с человеком. А еще все заповеди, данные нам Всевышним, можно разделить на эдуот, мишпатим и хуким.

Эдуот — законы, смысл которых вполне очевиден, и даже, если бы они не были нам даны, мы, вполне возможно, следовали бы им (например, запрет убийства, воровства или заповедь почитания родителей).

Мишпатим — законы, смысл которых понятен, но они не очевидны, и, если бы Всевышний нам их не дал, мы бы вряд ли до них дошли (классический пример — суббота. Всем нравится отдыхать, но до Дарования Торы ни одному из народов не приходило в голову учреждать выходные дни).

Ну, и наконец хуким — это законы, смысл которых слишком глубок для возможностей нашего разума и которые следует исполнять, не рассуждая. Таков запрет носить одежду, называемую шаатнез — то есть сотканную из шерстяных и льняных нитей вместе, закон о пепле «рыжей телицы» и законы кашрута.

Нет, многие из законов кашрута вполне поддаются толкованию и согласовываются с выводами новомодной науки диетологии, но на самом деле все эти разъяснения не меняют того факта, что законы кашрута — это хуким. Как говорил рабби Эльазар бен Азарья: «Не говори: “Я не могу есть свинину”, не говори: “Я не могу надевать шаатнез”. Но говори так: “Я могу делать и то и другое, — но что мне остается делать, если Всевышний запретил мне это?”».

Великий мудрец и знаменитый врач рабби Моше бен Маймон (Рамбам) попытался дать логическое объяснение законам кашрута на медицинской основе. Он исходил из принципа, что все, что Тора запрещает евреям есть, вредит здоровью, а все, что Тора разрешает, не может повредить. При этом должно соблюдаться условие, что количество пищи и время ее приема строго определены. Однако многие другие авторитеты Торы, также обладавшие большими познаниями в медицине, в том числе рабби Моше бен Нахман (Рамбан), не соглашались с Рамбамом: ведь неевреи спокойно едят большинство тех видов пищи, которые запрещены евреям, и разве это вредит их здоровью? Рамбан считает, что пища, запрещенная Торой, наносит ущерб отнюдь не здоровью нашего тела, но здоровью души.

В общем, как уже говорилось — ничего не ясно. Сплошные хуким.

КОШЕР: ЖЖОМ НЕ ПА-ДЕЦЦКИ

Итак, что же такое кошерная пища? Ну, во-первых, все, что человек может запихнуть в рот, подразделяется на кошерное (разрешенное), некошерное (запрещенное, иногда говорят «треф», но это не всегда правильно) и псуль (то, что по определению не является съедобным). Скажем, банан — это кошер, кальмар — некошер, а скорлупа грецкого ореха — псуль. Ореховую скорлупу, в принципе, не едят (конечно, если у вас дядя на зубопротезной фабрике работает и вам зубов не жалко, — то пожалуйста), так что жующий ее гражданин никаких законов кашрута не нарушает и является не грешником, а просто глупцом.

Кошерные виды пищи, в свою очередь, делятся на три вида — басар («мясное»), халав («молочное») и парвэ («нейтральное, ни молоко, ни мясо»). За басар, впрочем, как и за халав с парвэ, отвечают специально обученные люди, о которых мы поговорим чуть позже (точнее, ниже).

Басар, сиречь мясо, добывают из кошерных животных, обитающих на суше, которые обязательно имеют раздвоенные копыта и жуют жвачку. Таковыми являются коровы, овцы, козы, лоси, газели, горные козлы и даже жирафы. Как видите, хищников в этом перечне нет, сплошь травоядные.

В Торе перечисляются четыре вида животных, обладающих только одним из двух признаков кошерности: верблюд, даман, кролик (без раздвоенных копыт) и свинья (не жующая жвачку). Кстати, термин «жующий жвачку» не совсем правильный — нужно было бы перевести «отрыгивающий жвачку», так что предлагаемый некоторыми мичуринцами способ кошерования свиней («Подушечку «Орбита» в рот — и пожалте на стол!») не подходит.

Как ни странно, за 3300 лет, прошедших со времен Дарования Торы (и законов кашрута), было найдено множество новых животных, но ни одной новой записи в том самом «списке четырех» так и не появилось.

А вот для птиц Тора не определяет никаких признаков и просто перечисляет список птичек, не подлежащих съедению. Таковых чуть больше двух десятков, и среди них орел, сова, ястреб, сокол, пеликан. Увы, но сегодня мы не можем точно идентифицировать всех некошерных птиц, перечисленных в Торе, поэтому мы едим только домашних птиц, о кошерности которых говорит традиция: кур, уток, гусей, индеек и голубей. Кстати, яйца кошерных птиц должны обязательно иметь разные концы: один более острый, другой — более округлый. Яйца тех видов птиц, которые имеют одинаковые концы: или оба острые, или оба тупые — есть нельзя (обычно такие птицы — хищные или падальщики).

Еще один признак кошерного мяса — отсутствие крови. Законы кашрута категорически запрещают употребление крови, поэтому кошерное мясо не должно содержать ее (как это делают, мы поговорим позже). То же самое относится к яйцам — если они содержат сгустки крови, есть их нельзя.
Кошерные рыбы имеют два признака: у них есть плавники и чешуя (не всякая — существуют четыре различных вида чешуи, из которых два кошерны). Кошерная чешуя не прикреплена намертво к телу рыбы и с легкостью отделяется, если провести по рыбе ногтем. Опять же, фразу «евреи едят только рыбу с чешуей» не следует понимать буквально — перед подачей рыбы на стол чешую все-таки следует счистить. Морские гады — осьминоги, омары, крабы, раки, креветки, угри, устрицы — не имеют ни чешуи, ни плавников, и поэтому некошерны.

Впрочем, сухопутные гады тоже запрещены в пищу — Тора строго запрещает есть ползучих и пресмыкающихся: червей, змей и насекомых (единственное исключение — два вида саранчи, да и то их едят только йеменские евреи, которые умеют отличать их среди прочих).

Халав. Кошерность молочных продуктов определяется по принципу «из чистого — чистое, из нечистого — нечистое», то есть молоко кошерных животных кошерно и наоборот. Единственное исключение из этого правила (причем, не молочное) — пчелиный мед. Сама пчела нам в пищу запрещена, но мед, который она создает, разрешен Торой в пищу. В принципе, здесь и исключения-то нет, ведь мед, в отличие от молока — продукта жизнедеятельности организма животного, — является всего лишь соком цветов, переработанным пчелой.

Парвэ. Это обычно овощи и фрукты. В принципе, всегда кошерны, если там нет червячков, или оно (парвэ) не контактировало с запрещенными ингредиентами (скажем, яблоко, смазанное свиным жиром, есть нельзя).
Отдельной строкой стоят фрукты и овощи Эрец-Исраэль, потому что там действуют законы третьего, четвертого и седьмых годов (орла и шмита). Это тема для совершенно отдельной статьи, но если очень коротко, то евреям есть такие плоды нельзя. Естественно, израильские магазины такие плоды не продают, и некоторые недобросовестные торговцы сбывают их за пределы исторической родины. И, увы, в некоторые годы есть большая вероятность того, что, покупая на базаре, например, израильские апельсины, вы покупаете некошерные апельсины.

А еще от продуктов, выросших в Эрец-Исраэль, нужно отделять десятину. Правда, если поинтересуетесь у продавца на «Привозе», отделяли ли от этих апельсин десятину, вам либо сообщат много нового о вашей родословной, либо горячо заверят, что да, конечно, и десятину, и все, что надо, — все отделили. Причем, вероятнее всего, что в обоих случаях продавец соврет.

ФТОПКУ или АЦЦКИЙ СОТОНА!

Большую часть производимой в мире кошерной продукции потребляют как раз не евреи, а остальные народы. Объясняется это просто — жители развитых стран уделяют большое внимание здоровому питанию, а кошерная продукция проходит контроль качества гораздо более жесткий, чем обычная. Конечно, это слегка отражается на ее стоимости, но ведь где-то выше проскочило слово «развитых», что многое объясняет.

К сожалению, в нашей стране дела пока обстоят не столь замечательно, хотя в последнее время и в Украине кошерные продукты также оказываются в центре внимания. И вовсе не по причине интереса к здоровому питанию: говорить о здоровом питании с людьми, пьющими метиловый спирт, как-то даже смешно, — причина гораздо более серьезная и в то же время глупая.

Итак, оказывается, по мнению некоторых недружественно настроенных представителей соседней религии, всякий употребляющий кошерную пищу, «является пособником Антихриста», «льет воду на мельницу мирового сионизма, стремящегося к мировому господству, тем самым способствуя реализации жидо-масонского заговора», и даже «участвует в приношении жертв языческим идолам». На основании этого авторы воззваний (которые, между прочим, печатаются даже в газетах) призывают последователей своей конфессии к бойкоту товаров, отмеченных «дьявольской печатью кашрута».
Насчет жертвоприношений языческим идолам. ну, тут как говорится, чья бы корова. Кстати, еврейский закон категорически запрещает употреблять пищу, которая используется в ритуалах чуждого (а особенно языческого) культа. Например, в некоторых индийских ресторанах (не у нас, конечно, а в соседнем районе) для полной аутентичности устанавливают статуи индуистских идолов и перед подачей посетителю каждое блюдо подносят к идолу, тем самым принося его ему в жертву. Такое блюдо, будь оно кошерным-раскошерным по составу, есть нельзя.

Ну, а насчет «воды на мельницу сионизма», — так большинство производителей (и потребителей) кошерных продуктов — неевреи (опять же, не у нас, а в соседнем районе), и вся прибыль оседает не на мельнице мирового сионизма, а в их карманах, а также в закромах Родины в виде налогов и в карманах сотрудников в виде зарплаты. Да и вообще, те, кто хоть раз читал отчеты министерства финансов Израиля, поймет, что Дон-Кихоты-любители разных стран мира изрядно потрепали эту самую мельницу мирового сионизма.

Ну и хватит, пожалуй. Абсурдность этих обвинений настолько очевидна, что на полном серьезе разбирать их следует лишь на страницах специализированных изданий типа «Ярбух фюр психоаналитик унд психопаталогик». А с подобными воззваниями следует поступать так, как указано в заголовке.