Кролик притворяется мертвым

Скелет кроликов весит всего около 8% от их общей массы тела, из чего следует, что с этими грызунами нужно обращаться крайне аккуратно, чтобы не допустить травм, чем грешат многие начинающие кролиководы.

Оно и понятно, ведь внешне зверек, кажется гораздо крепче, чем есть на самом деле.

Первая и самая распространенная привычка многих владельцев кроликов – поднимать своего питомца за уши, но сегодня мы поговорим не о ней, а второй самой распространенной ошибке, а именно: почему кроликов нельзя класть на спину?

Если вы являетесь владельцем кролика, то наверняка замечали, что стоит положить любимца на спину, как он тут же обмякает. Хозяин ошибочно воспринимает такое состояние питомца за приятную расслабленность, в то время как дело обстоит с точностью наоборот.

Лежа на спине, животное находится в состоянии временного паралича. У него замедляется дыхание, снижается кровяное давление, он становится не восприимчив к звукам и даже к болевой стимуляции. Такое состояние – врожденный защитный рефлекс, необходимый для выживания в дикой природе. Проще говоря, зверек начинает притворяться мертвым. Такая тоническая неподвижность может помочь ему выжить, окажись он в пасти хищника. Обмякшее состояние «жертвы» может ввести хищника в заблуждение, и он ослабит хватку и тогда у грызуна появится шанс удрать от голодного зверя.

Казалось бы, что такого опасного может быть в естественном защитном механизме грызуна? Но опасность существует. И речь даже не о том, что вы можете повредить скелет сопротивляющегося животного, неаккуратно перевернув его на спину. Даже если вы будете проделывать это с аптекарской точностью стресса вашему любимцу не избежать.

Ветеринарными учеными из института Саутгемптона еще в прошлом десятилетии было доказано, что тоническая неподвижность – экстремальный стресс для кроликов. И лишь у чуть более 20% зверьков переворачивание на спину не провоцирует так называемый временный паралич.

Многие неопытные кролиководы рекомендуют класть питомца на спину, чтобы измерить ему температуру тела, дать лекарство или подстричь коготки. Но эксперты в этой области утверждают, что к состоянию тонической неподвижности стоит прибегать лишь в крайних случаях, когда другие способы проведения медицинских, гигиенических и иных процедур доказывают свою неэффективность. А такое чаще всего случается с нервными, не прирученными животными.

Если здоровье пушистого домочадца для вас не пустой звук, то с первых дней появления грызуна в вашем доме начинаете постепенно завоевывать его доверие, и тогда в будущем у вас не возникнет больших проблем с пугливым зверьком.

Любовь, ласку и уважения умеют ценить не только люди, но и браться наши меньшие.

M151. Здравствуй, дом! .11.-.13.21.-.23.29.(.52.)

Опасный персонаж делает вид, будто мертв либо отсутствует или прикидывается неодушевленным предметом. Потенциальная жертва говорит вслух, что умерший (предмет или место – дом, нора, бревно и т.п.) должен сделать или сказать то-то и то-то. Персонаж так и поступает, выдавая себя.

Лаади, ганда, суахили, коморцы, мпонгве, пуну, тенда, мальгаши (антанкарана), испанцы (мурсия), тибетцы, бирманцы, кхмеры, Панчатантра, панджабцы, маратхи, чхаттисгархи, ория, сингалы, санталы, ораоны, сора, кумыки, (тотонаки: европейское или африканское заимствование?).

Бантуязычная Африка. Лаади (лаари) [Крокодил притворяется мертвым; Заяц приводит своих детей, говорит, что если крокодил мертв, он должен шевелить лапой, открыть глаза; крокодил это делает, Заяц с зайчатами уходят]: Koutekissa , Koutekissa 2003: 162-164; ганда [Заяц подговаривает Леопарда красть скот; производит шум, будто подходят люди; Леопард убегает, Заяц съедает мясо; так несколько раз; Леопард понимает обман, пытается подстеречь Зайца у него в доме; тот до тех пор обращается к Дому с приветствием, пока Леопард не отвечает; Заяц открывает дверь, Леопард бросается и напарывается на нож; Заяц удивляется глупости Леопарда]: Kizza 2010: 166-168; суахили [заяц видит на баобабе гнездо пчел, говорит крысе, что дерево принадлежит его отцу; они факелами выкуривают пчел; подходит лев – хозяин дерева; заяц забирается внутрь факела, велит крысе бросить факел, а затем спуститься самой; заяц убегает, лев убивает крысу; то же с черепахой, но та кричит льву, что заяц находится внутри факела; заяц советует льву убить его, крутя за хвост, убегает; черепаха советует положить ее в грязь и тереть, пока не сойдет панцирь; лев натер себе пальцы, а черепаха ускользнула; лев прячется в доме зайца; заяц замечает следы; громко здоровается с домом и удивляется, почему тот не отвечает; лев здоровается, заяц убегает]: Быстров и др. 1962: 58-62; коморцы: Haring 2007, № 52 [звери вынесли Зайцу смертный приговор, Слон пошел ловить негодяя; Заяц подозревает ловушку, подходя к дому, окликает его; Слон отвечает от имени дома; тогда Слон притворяется мертвым; Заяц говорит, что мертвец должен шевелить ухом или ногой, Слон шевелит; наконец, Слон поймал Зайца, его посадили в тюрьму; Слону нужен Лев, он послал Зайца его привести, т.к. они друзья; Льва напрасно пытались связать и убить, он легко порвал путы, убил подошедших]: 102-106; Hatubou 2004, № 15 [Ворон, сидя на баобабе, жалуется Зайцу, что жена бросила его с семью детьми; Заяц требует сбросить птенца, иначе заберется на дерево и разорит все гнездо; так каждый день по птенцу, остался последний; Стервятник объясняет, что Заяц не сможет забраться на дерево; Заяц забрался внутрь дохлого быка; Стервятник это видит, велит, чтобы бык, если он действительно мертв, поднял переднюю лапу; Заяц поднимает, Стервятник смеется; Заяц прячется в пещере Стервятника; тот говорит, что пещера всегда его приветствовала, а теперь молчит; Заяц кричит, как ему предложено, «Здравствуйте, ваше святейшество, Стервятник!»; Стервятник смеется; Заяц уходит в лес, учится у трех джиннов новым проделкам]: 67-75; мпонгве [крыса приходит к леопарду, говорит, что его никто не любит, предлагает быть ему другом; на всякий случай всегда садится у выхода из дома; леопард доверяется крысе, та каждый раз сообщает зверям, на кого леопард собирается напасть; колдун рассказывает об этом леопарду; леопард притворяется мертвым, просит жену сделать вид, будто она его оплакивает, позвать его друга крысу; крыса говорит, что если леопард действительно мертв, он должен поднять лапу и пошевелить телом; тот так и делает; крыса говорит, что скоро придет, собирается уходить; леопард бросается на него, крыса скрывается в норе, леопард успевает схватить ее за хвост; крыса: ты держишь корень; леопард выпускает хвост; (приключения продолжаются, текст № 6)]: Nassau 1912, № 1: 13-17; пуну [крокодил велит детям его оплакивать; куропатка с детьми приходят попрощаться с телом друга, но отказывается зайти в дом, пусть тело вынесут во двор; говорит, что если крокодил мертв, он должен пошевелить хвостом и ногами, открыть глаза; крокодил так и делает, куропатка уходит]: Анпеткова-Шарова 2010: 306-307.

Западная Африка. Тенда [женщина беременна несколько лет; жалуется, что некому собрать для нее плоды; Tyara отвечает из чрева, выходит, сразу становится большим мальчиком; его бабушка не велит ему идти в ее селение, там птица уносит людей; он прикрепляет ей сзади мешочек с золой, приходит по следу; все прячутся, Т. отрезает птице голову, кладет в мешок; вождь говорит, что это он убил птицу, но не может предъявить голову (головы петуха, козла, барана, коровы не подходят); вождь посылает Т. в зернохранилище, имеющего форму глубокого сосуда в земле, льет сверху расплавленные пули, горячее масло; Т. подставляет сосуд из тыквы; посылает искать щавель; Т. зовет щавель, слышит ответ, отказывается идти (щавель не может отвечать, это ловушка); Т. велит Солнцу не светить, чтобы не растаяло масло; Луне не расти, чтобы гиена не съела его козу; те отказываются, Т. прячет их в мешок, наступает долгая ночь; Т. велит всем спрятаться, выпускает Солнце; Цесарка высунула голову, теперь та обожжена; Черепаха и Улитка не спрятались, теперь их тела с твердым сухим покрытием; когда солнце зашло, Т. выпустил луну; ее схватила Обезьяна; на луне видна Обезьяна, схватившая луну, чтобы посмотреть на нее]: Ferry 1983, № 49: 286-295.

Восточная Африка. Тигре [Лев нашел быка, Гиена – беременную корову, они привели их к себе; когда корове подошло время родить, Лев остался с животными, засунул плаценту в анус быка, сказал Гиене, что теленка родил его бык; Лис обещал Гиене помочь; пришел с бурдюком попросить у Льва молока, сказал, что его отец родил мальчика; если бык может родить, то и мужчина; Лев бросился на Лиса, тот убежал; Лев спрятался в его норе; подойдя к ней, Лис сказал вслух, что дом всегда желал ему доброго вечера; Лев: добрый вечер! Лис убежал; Лев ушел и вернул Гиене теленка]: Littmann 1910, № 9: 9-10; мальгаши (антанкарана) [крокодил притворяется мертвым; его дети зовут цесарок его оплакать; те поют, что если крокодил мертв, он должен пошевелить ногой, открыть пасть и глаза; он так и делает, цесарки убегают]: Klipple 1992: 47.

Южная Европа. Испанцы (много версий) [лиса ворует у льва еду; льву советуют притвориться мертвым; лиса подходит и говорит, что мертвый лев трижды выпускает кишечные газы; лев так и делает, лиса убегает]: Camarena , Chevalier 1997, № 66 B : 133-134; Hern a ndez Fern a ndez 2013, № 66 B (Мурсия) [волк и лиса договариваются, как им поймать кроликов; лиса притворяется мертвой, кролики собираются на похороны, но один говорит, что мертвая лиса обязательно шевелит лапой; лиса так и делает, кролики разбегаются]: 60.

Тибет. Тибетцы [Черепаха подружился с Обезьяной, когда тот достал для него плод с дерева; жене Черепахи не нравится, что муж проводит все дни с Обезьяной; говорит, что больна, ее вылечит лишь сердце Обезьяны; сын приносит эту весть отцу; Черепаха приглашает Обезьяну к себе, везет через озеро, сообщает о цели их путешествия; Обезьяна отвечает, что одного сердца мало, предлагает собрать несколько обезьян; убегает, оказавшись на берегу; Черепаха прячется в темноте в пещере Обезьяны; Черепаха обращается к пещере с призывом; вслух удивляется, почему пещера молчит; тогда Черепаха повторяет слова Обезьяны; Обезьяна смеется, уходит]: O ’ Connor 1906, № 20: 141-146.

Бирма, Индокитай. Бирманцы [увидев жирного Крокодила, Ворон предложил проводить его из мелкой реки в большую; когда они отошли далеко от реки, Ворон сказал Крокодилу, что теперь тот подохнет, а он его съест; возчик пожалел Крокодила, привез на арбе к реке; в воде Крокодил схватил буйвола за ногу; Кролик крикнул, чтобы возчик ударил Крокодила кнутом, тот отпустил буйвола, возчик спасся; Крокодил стал ждать Кролика, притворившись бревном; Кролик сказал, что бревна плывут вниз по течению, а крокодилы – вверх; Крокодил поплыл вниз по течению; на следующий день Кролик сказал наоборот; но Крокодил не поплыл вверх, а остался на месте; Кролик к нему подошел, оказался в пасти Крокодила; сказал, что Крокодил не умеет смеяться; Крокодил сказал «ха-ха», Кролик выскочил, вырвав Крокодилу язык; подарил его Коту; тот нашел на месте языка новое растение под названием Язык Кота]: Аунг 1957: 21-24; кхмеры: Марунова 1972: 165-167 [заяц хочет переправиться через реку; спрашивает, что у крокодила на теле; тот отвечает, что бородавки, заяц обещает их вылечить; кладет на голову крокодилу банановый лист, говорит, что боится крокодила запачкать; спрыгнув на землю, называет предков крокодила вонючими; крокодил притворился бревном, заяц говорит, что бревно должно плыть против течения, крокодил плывет; крокодил притворяется мертвым; заяц забирается ему в пасть, он захлопывает ее, но заяц проскальзывает ему в живот; царапает изнутри; крокодил просит его не губить, раскрывает пасть, заяц выпрыгивает], 167-168 [беременная крокодилиха просит мужа достать ей обезьянье сердце; крокодил ложится на отмель, по которой обезьяна всегда перебегала на остров за плодами; обезьяна спрашивает отмель, почему та не выступает из воды; крокодил отвечает, что она не выше, чем вчера; обезьяна смеется, предлагает крокодилу раскрыть пасть, закрыть глаза; пробегает по его спине на остров].

Южная Азия. Панчатантра [Шакал по следам увидел, что в его пещеру забрался Лев; стал спрашивать пещеру, почему она не говорит ему «Я тебя ожидаю»; Лев зарычал «Я жду тебя»; Шакал все понял, ушел]: Сыркин 1962: 343-344 (=Салганик 1992: 87-88); панджабцы: Зограф 1964 [Крокодил хватает в реке Шакала; тот не шевелит лапой, просит Крокодила схватить его за ногу, а то ноги увязли; Крокодил думает, что схватил корень, выпускает Шакала; на следующий день Шакал громко говорит у реки, что вчера плавали рыбки, пускали пузырьки, а сегодня вода гладкая, пожалуй, ее не стоит пить; Крокодил начинает дышать и пускать пузыри, Шакал понимает, что в воде Крокодил, не пьет; Крокодил спрятался по кучей плодов манго; Шакал говорит, что раньше манго сами прыгали ему в лапы; Крокодил бросает манго, Шакал понимает, что он там спрятался; Крокодил прячется в норе Шакала; тот говорит, что раньше его нора сама пела; Крокодил поет; Шакал разводит у входа огонь, Крокодил гибнет]: 75-78 (=1976: 38-40); Siddiqui , Lerch 1998 [Шакал видит за рекой сливы; хвалит красоту Крокодилихи, обещает на ней жениться, просит принести слив для свадебного мира; та приносит; он, якобы, уходит к парикмахеру, пропадает; Крокодилиха понимает, что обманута; Шакал подходит к реке, Крокодилиха хватает его за ногу, он кричит, что тонет, просит отпустить корень, схватить его за ногу; убегает; она прячется в его норе; он говорит вслух, что его жена всегда поет, когда он приходит; Крокодилиха поет; говорит вслух, что наверное она умерла, но почему тогда не шевелит хвостом; Крокодилиха шевелит хвостом; Шакал смеется, убегает]: 55-60; маратхи [шакал подходит к реке поесть крабов, крокодил хватает его за лапу, шакал спрашивает, зачем он схватил тростник; крокодил отпускает хватку; в следующий раз шакал говорит, что крабы производят бульканье; крокодил начинает булькать; затем прячется под кучей смокв: шакал: почему смоквы не катятся? крокодил шевелится; прячется в норе шакала; шакал спрашивает, почему дом не приветствует его; крокодил приветствует; шакал: спасибо, дом, сейчас принесу дров сготовить обед; сжигает крокодила в норе]: Frere 1868, № 24: 309-314; чхаттисгархи (Биласпур) [слон предложил шакалу ехать на нем, чтобы обнаружить съестное; тот заметил поле сахарного тростника; шакал насытился и захотел пить; слон предложил смотреть, не видно ли журавлей (они, где вода), но журавлей не видно; тогда предложил залезть к нему в брюхо, там есть вода; предупредил не смотреть вверх; шакал залез через нос, напился, увидел сердце, печень и прочее, начал есть; слон умер, шакал продолжал питаться им изнутри; туша подсохла, шакалу не выбраться; мимо шли Махадео и Парбати; М. сказал, что он – М., спросил, кто внутри; шакал: а я Сахадео, отец М.; если же ты М., то вызови ливень; дождь размочил тушу, шакал убежал; М. решил отомстить, спрятался в воде, шакал подошел, М. схватил его за ногу; шакал сказал, что тот держит корень, М. его отпустил; притворился мертвым; шакал: труп должен пускать газы; М. это сделал, шакал убежал; М. сделал из воска фигуру старухи, в руках корзина со сладостями; фигура ударила его рукой, затем другой, он прилип; М. привязал шакала у себя во дворе, ежедневно бил плеткой; пришел другой шакал; первый сказал, что его здесь откармливают, другой поменялся с ним местами; М. стал его бить; узнав, что ошибся, М. отпустил шакала и сделал его своим стражем; когда по ночам шакал воет, он служит для М.]: Gordon 1908: 61-64; ория [крокодил решил поймать шакала; притворился мертвым, послав своего друга краба прийти его оплакать; шакал: мертвые крокодилы шевелят хвостом; крокодил шевелит, шакал уходит]: Mohanti 1975: 39; ораоны [нищий брахман ( Priester ) поймал черепаху, чтобы убить и съесть; та попросила ее отпустить, обещала перевезти через реку; посредине реки собралась утопить; дерево отвечает, что так и надо; шакал (в тексте лиса, но имеется в виду шакал) делает вид, что плохо слышит, просит подплыть ближе, велит брахману спрыгнуть на берег; черепаха обещает отомстить; шакал подходит к воде, черепаха хватает его за лапу, он говорит, что она схватила корень, черепаха отпускает ногу; велит детям пойти к шакалу сказать, что черепаха умерла; шакал подходит и говорит, что у умершего должны быть открыты глаза; черепаха открывает глаза, шакал разбивает ей голову камнем]: Hahn 1906, № 33: 62-64; сора ( Hill Saora ) [крокодил в пруду пожирает тех, кто подходит, люди не могут пользоваться водой; старик со старухой стали пить через длинную трубку; крокодил решил, что не сможет их съесть, предложил вместе обрабатывать поле; они посеяли корнеплоды; крокодил ответил, что возьмет плоды, корнеплоды д
остались человеку; крокодил предложил посадить рис, выбрал корешки, опять проиграл; послал к человеку учиться своих семерых сыновей; человек запирает их, каждый день одного съедает, затем с женой убегает; крокодил прячется в чистой воде, человек громко говорит, что пойдет пить мутную; затем то же наоборот; крокодил вылезает на берег, притворяется мертвым; человек говорит жене, что мертвая плоть должна колыхаться; крокодил умер на солнцепеке, человек с женой его съели]: Elwin 1954, № 17: 288-289; сингалы [крокодил просит краба присыпать его цветами, позвать шакала; шакал: мертвые крокодилы машут хвостом; крокодил машет, шакал убегает; крокодил ложится на дно, шакал входит в воду, схвачен за лапу; шакал: завем крокодилам хватать корни деревьев? крокодил выпускает лапу шакал; с тех пор шакалы и крабы враги]: Волхонский, Солнцева 1985, № 21: 58-59; санталы: Bompas 1909, № 103 [пока родители на охоте, шакал приходит к детенышам леопардов, отбирает у них все мясо; леопард погнался за ним, застрял в расщелине и погиб; шакал стал жить с леопардихой и ее детьми; она погнала на него оленей, он испугался, забрался на муравейник, затем объяснил, что оленей погнали не в ту сторону; в следующий раз оленей гнал шакал с детенышами леопарда, леопардиха убила оленей; шакал сделал вид, что хочет отнести мясо в жертву погибшему леопарду; не может порвать оленью шкуру; леопардиха раздирает тушу, шакал наедается; леопардиха предлагает шакалу перенести его через реку, но тот отвергает помощь, река уносит его, он просит крокодила его вытащить; просит его открыть рот и закрыть глаза, бросает в пасть крокодила камень, убегает; шакал подошел к реке попить, крокодил схватил его за ногу, шакал говорит, что тот схватил корень, крокодил его отпустил; спрятался в соломе, на которой шакал обычно лежал; шакал повесил себе овечий колокольчик; крокодил вслух сокрушается, что идет овца; шакал услышал, поджег солому, крокодил погиб]: 340-344; Bodding 1925, № 7 [козел слышит, как хозяева договариваются его зарезать, убегает, приходит к пещере леопарда, блеет, леопард никогда не видел козла, слышит «Назад, назад», убегает; шакал говорит, что съел немало козлов, ведет леопарда назад, связав вместе свои хвосты; увидев леопарда, козел встает, леопард в ужасе убегает, волоча шакала; тот приходит к детенышам леопарда, говорит им, что их родители ему должны, они отдают ему всю еду; леопардиха удивлена, почему дети худеют; узнав в чем дело, леопард устроил засаду, бросился за шакалом, застрял в его норе, умер; шакал пришел к леопардихе, та взяла его мужем; гонит на него оленей, шакал говорит, что ни одного не поймал, потому что она гнала криво; теперь гонит он, леопардиха убила оленя; шакал: я гнал правильно; тайком съел печень; на переправе через реку отказался, чтобы леопарденок его перенес; река понесла шакала; он просит крокодила не есть его, обещает принести мяса, просит открыть рот и закрыть глаза, бросает в пасть острые камни; крокодил схватил шакала за ногу, тот говорит, что он схватил корень; крокодил спрятался под соломой; шакал привязал к шее козий колокольчик, стал прыгать вокруг; крокодил: уходит, глупый козел, я же здесь в засаде; шакал поджег солому, крокодил сгорел]: 93-99.

Читайте так же:  Кролик чихает лечение

Кавказ – Малая Азия. Кумыки [у волка и лисы три чурека; лиса предлагает выманить барсука – будет и мясо; зовет барсука на ярмарку; предлагает: кто самый правдивый, съест все три чурека; волк: я не пью; барсук уходит в сторону, о выпивке ему даже слышать нельзя; съедает чурек; кто старше, съест второй чурек; волк не знает, когда появился Алибек-Гаджи; лиса: я была тогда невестой, мой жених ушел на войну; барсук плачет: мои два взрослых сына погибли на той войне; съедает второй чурек; третий съест увидевший самый интересный сон; барсук ночью съел чурек; волк и лиса говорят, что во сне были на свадьбе; барсук: меня там не угостили, я вернулся и съел чурек; волк и лиса прячутся в норе барсука; тот видит следы, спрашивает «брата», почему он его не приветствует; волк отвечает; барсук побежал к чабану, тот заложил нору камнем]: Халилов, Османов 1989: 13-15.

(Ср. Мезоамерика. Тотонаки ( Papantla ) [Кролик нашел заброшенную мильпу; договорился с тараканом, петухом, койотом, охотником, что отдаст им урожай, просит деньги вперед; назначил каждому время немного позже, чем другому; пришел таракан, затем петух, съел таракана, койот – петуха, охотник застрелил койота; Кролик повел охотника через висячий мост, обрезал лиану, охотник упал и погиб; чтобы переправиться через реку назад, Кролик сказал Крокодилу, что желает смерти, но пусть тот его сперва перевезет на другой берег; спрыгивает и убегает; змея предлагает Крокодилу притвориться мертвым, говорит Кролику, что Крокодил умер; Кролик громко говорит, что мертвые должны с шумом выпустить газы; Крокодил это делает; Кролик говорит, что где это видано, чтобы мертвые так поступали, уходит; со Змеей больше не разговаривает]: Levy 2012: 401-466).

Заводить отдельное имя и запоминать пароль специально для «Смены» вам не понадобится. Чтобы начать регистрацию, выберите один из популярных сервисов и введите свое имя пользователя.

Вы не зарегистрированы ни в одном из этих сервисов?
Ничего страшного, вас ждет классическая регистрация или логин на сайте «Смены».

  • В Мой Мир
  • Tweet
  • В закладки
  • Вставить в блог
  • Версия для печати
  • Постоянная ссылка
  • Сообщить об ошибке
  • Она не может разжать их. Точно судорогой сведены ее челюсти, животное временно потеряло власть над ними. Пройдет некоторое количество времени — челюсти разожмутся сами. А пока — она висит на вас, крепко-крепко сжав челюсти.

    Что такое эта «мертвая хватка» бульдога? Это один из способов самозащиты.

    Мертвая хватка — один из способов самозащиты некоторых собак. Человек путем отбора увеличил эту способность и получил, в конце концов, такие породы, как бульдог.

    Животное живет окруженное врагами, опасностями. Самозащита — необходима. И одним из лучших средств самозащиты у весьма многих животных является оцепенение. Животное при виде врага перестает двигаться: оно замирает на месте, как говорим мы. Эта неподвижность выгодна вдвойне: она во-первых, делает животное менее заметным вообще, а во-вторых, для врага исчезает главнейший повод для преследования — движение.

    А человек? Ведь и про него говорят, что он «оцепенел от страха», «замер на месте», что у него «от страха отнялись ноги» и т. п. Впереди смертельная опасность, надо бы бежать, не тут-то было — он не может сдвинуться с места.

    Все эти явления родственны. Все они — дети одного из способов самозащиты, дети так называемого защитного рефлекса.

    Вам попала соринка в глаз — вы моргнули, попала пыль в горло — вы поперхнулись, закашлялись, слюна. Все эти «моргнули» «поперхнулись», «выделили слюну», все это — рефлексы, т.-е. ответы вашего организма на те или иные раздражания. И все эти рефлексы — врожденные. Никто вас им не учил; вы так и родились с ними. Есть .другие рефлексы, сложные или условные; они благоприобретены, они — результат выучки.

    Каким рефлексом будет рефлекс самозащиты? Понятно — врожденным. Ведь животное никто не учил «замирать на месте» — это случается также без участия его воли, само собой, как и выделение слюны на кусочек пищи, попавшей в рот, моргание, чихание и т. д.

    Рефлекс самозащиты в форме оцепенения, в форме замирания на месте, потеря подвижности — чрезвычайно распространенное явление. Целый ряд животных теряет подвижность при приближении опасности. Целый ряд животных «притворяется мертвыми» при виде врага.

    По ветке дерева ползет жук. Опасность. Он поджимает лапки и падает. Возьмите его в руки — он не шевелится, лапки и усики поджаты к телу. Вы можете подергать такого «мертвого» жука за ножку — он не обнаружит никаких признаков жизни. А у некоторых насекомых вы можете даже оторвать эту ножку и насекомое не пошевельнется.

    Можно и нарочно вызвать у животного такое состояние оцепенения. Возьмите курицу или петуха, посадите на стол, пригните голову к столу, проведите быстро толстую черту мелом по столу, начав от клюва птицы. Оставьте курицу — она будет тихо сидеть, совсем испуганная, и смотреть, не сводя глаз, на белую черту. Речной рак также годится для подобного опыта. Возьмите его, положите на спину и придерживайте так некоторое время, не давая ему перевертываться; после нескольких попыток перевернуться — он останется лежать неподвижно. Можно и так сделать: поставьте рака на голову и на согнутые клешни, слегка подогнув его брюшко (шейку). В такой несуразной и неудобной позе рак может простоять часами.

    Легко впадает в состояние оцепенения и наша обычная лягушка. Нужно только положить ее на спину, придержать слегка ее передние лапки у груди, а задние — у живота и затем через минуту, другую отпустить руки — животное останется лежать без движения.

    Если применить такой же прием к кролику, т.-е. взять его, положить на спину и придержать его конечности так, чтобы все попытки его встать оказались бесплодными, то иногда уже через несколько секунд кролик лежит без движения, с напряженными конечностями, застывшими в той позе, которую вы им придали. Стоит только ему повернуться на бок — все очарование рушится: кролик вскакивает и убегает. Но на спине он полежит несколько минут, и полежит совершенно неподвижно.

    Много подобных опытов можно проделать с самыми разнообразными животными и всегда с одним и тем же результатом — животное, поставленное в крайне непривычное для него положение и напуганное этим, цепенеет и начинает шевелиться только спустя некоторый, нередко довольно значительный, промежуток времени.

    Подобные явления нередко называют «гипнозом» у животных.

    Какова же природа, каково происхождение всех этих явлений, что происходит в мозгу такого животного и в мозгу ли вообще кроется причина этого оцепенения?

    Что в мозгу — выяснить не так уже трудно. Животное, лишенное больших полушарий мозга, уже не впадает в состояние оцепенения. Жук, которому отрезали голову (он не сразу и вообще уж не так скоро умирает от подобной операции), перестает притворяться «мертвым». Он не видит — возразите вы — опасности. Не в этом дело, — жук притворяется мертвым, цепенеет не только оттого, что он «увидел», он может оцепенеть и от щелчка пальцем, а для ощущения этого щелчка глаза не нужны. И вот безголовый жук упорно «не хочет умирать», сколько бы вы его ни щелкали.

    Итак — при цепенении, притворении «мертвым», происходит что-то в полушариях большого мозга.

    Происходит так называемое торможение, т.-е. чрезвычайно быстрое и сильное задерживание работы головного мозга, именно той его части, которая заведует так называемыми произвольными движениями.

    M45. Хищник притворяется мертвым.

    Когда зооморфный персонаж засыпает или притворяется мертвым тяжело больным), к нему собираются животные, на которых он обычно охотится. Он их ловит или убивает, либо они разбегаются в последний момент.

    Коса [шакал и волк], кимбунду [кролик и обезьяна], фон [гиена], эве [дикая кошка], хауса [кот и мыши], сонинке [кот], тив [дикая кошка], сусу [дикая кошка], канури [аист], мальгаши [крокодил], испанцы (Мурсия) [лиса], нага Бирмы [тигр], греки [кот], русские [кот], украинцы [кот], даргинцы [кот], норвежцы [кот], финны [кот], меномини [енот], оджибва (северный берег оз. Верхнего) [енот], миссисага [енот], болотные кри [выдра], сенека [енот], чироки [опоссум и кролик], крики [дикий кот и кролик], чумаш [койот], навахо [койот], западные апачи [койот], хикарилья [койот], западные керес (Лагуна) [койот и скунс; койот и кролик], восточные керес (Пагуакате) [лиса], (гуарасу [обезьяна и кайман], арауканы [пума по наущению лисы]).

    Бантуязычная Африка. Коса [во время голода шакал предлагает волку (omwolf) построить крааль с узким выходом, притвориться мертвым; зовет бабуинов – якобы, их враг мертв; те замучают, что волк моргнул, разбегаются; другие животные не столь внимательны, заперты в краале, волк и шакал их съели]: Klipple 1992: 44; кимбунду [обезьяна предлагает кролику наняться к львице в няньки и съесть детенышей; та хочет их самих съесть, они обещают лучшую добычу, предлагают притвориться мертвой; звери собираются в доме, львица их убивает; обезьяна и кролик предлагают принести хвороста, чтобы зажарить мясо на огне; в лесу обещают змею мясо, приводят львицу, тот убивает ее; все трое несут хворост, у змея он на голове и на хвосте; обезьяна поджигает его, змей сгорает; все мясо достается кролику и обезьяне]: Некрасова 1975: 84-86.

    Западная Африка. Фон: Herskovits, Herskovits 1958, № 59 [Гиена был вождь зверей; притворился, что умер; его помощник Белка созвал животных на похороны, но заметил, что у Гиены открыты глаза; сказал Зайцу; они стали петь, давая другим понять, что Гиена притворяется; звери разбеждались, охотник застрелил бросившуюся за ними Гиену], 127 [Гиена притворилась умершей, животные пришли хоронить; она бросилась на собравшихся, некоторые убежали]: 253-254, 439-440; эве [дикая кошка попросила обезьяну поискать у нее блох, заснула; обезляла привязала ее за хвост; кошка просит улитку ее отвязать; велит объявить животным, что через 5 дней умрет; животные приходят танцевать вокруг тела; кошка вскакивает, пытается схватить обезьяну, та успевает прыгнуть на дерево; с тех пор обезьяны живут на деревьях и опасаются диких кошек]: Ellis 1890, № 3: 274-275 (пересказ в Klipple 1992: 45); сонинке [мыши спрятались от кота в норе; он говорит, что изменил свой характер, никого не тронет и вот-вот умрет; после долгих колебаний мыши впускают кота; он делает вид, что при смерти, затем закрывает выход своим телом, убивает мышей; мимо идет охотник, убивает кота; мыши: это божье возмездие]: Daniel 1910: 46-47; хауса [кот состарился, сделал вид, что сдох; мыши собрались плясать, он схватил старую мышь, остальные попрятались в норы]: Лаптухин 1964: 13-14; тив [дикая кошка притворяется мертвой; крыса объявляет об этом; все крысы собираются, лишь одна мышка не верит, что кошка мертва; кошка вскакивает, убивает крыс]: Klipple 1992: 46; сусу [дикая кошка притворяется мертвой, крысы и мыши собираются вокруг, она вскакивает, многих хватает]: Klipple 1992: 46.

    Судан – Восточная Африка. Канури [одна аистиха посоветовала другой притвориться мертвой; лягушки собрались, решили отнести тело подальше от своего дома; аистиха вскочила, нахватала полный мешок лягушек; с тех пор лягушки замолкают, если кто-то подходит к воде – вдруг это аистиха]: Koelle 1854, № 2: 156-158 (перевод в Охотина 1962: 325-327, резюме в Klipple 1992: 47); (ср. санье [лев зайцу: помоги найти дичь, иначе умру от голода; зарывает льва в песок, приглащает зверей прийти танцевать; лев вскакивает, убивает многих]: Barrett 1911: 37-38; мальгаши (антанкарана) [крокодил притворяется мертвым; его дети зовут цесарок его оплакать; те поют, что если крокодил мертв, он должен пошевелить ногой, открыть пасть и глаза; он так и делает, цесарки убегают]: Klipple 1992: 47).

    Южная Европа. Испанцы (Мурсия) [волк и лиса договариваются, как им поймать кроликов; лиса притворяется мертвой, кролики собираются на похороны, но один говорит, что мертвая лиса обязательно шевелит лапой; лиса так и делает, кролики разбегаются]: Hernandez Fernandez 2013, № 66B: 60.

    Тибет – Северо-Восток Индии. Нага Бирмы [тигр притворился, что тяжело болен; попросил сделать вокруг него изгородь из веток; сделав ее, обезьяны заснули, а тигр незаметно хватал их по одной и съедал; обезьяньи языки оставил на будущее как лакомство под охраной кота; медведь их съел; тигр отгрыз ему голову; лиса предложила нести медвежью голову как трофей следом за победителем; незаметно скрылась, унеся голову]: Западова 1977: 246-248.

    Читайте так же:  Кишечно желудочные заболевания у кроликов

    Балканы. Греки [мыши хоронят кота]: Uther 2004(1), № 43*: 85.

    Средняя Европа. Русские (Карелия), украинцы (Курская) [Похороны кота (кошки): мнимо умершего кота мыши хоронят; перед погребением он «оживает» и ловит мышей; <редкий сюжет – книжного происхождения?>]: СУС 1979, № 113*: 69.

    Кавказ – Малая Азия. Даргинцы [кошка задремала, мыши решили, что она умерла, начали прыгать по ней, петь, вырыли яму, потащили хоронить; кошке это надоело, она задушила пару мышей, остальные разбежались, кошка снова заснула]: Ганиева 2011a, № 3: 66-67.

    Балтоскандия. Норвежцы [кот притворяется мертвым, сова зовет трех ворон нести гроб на похоронах, кот вскакивает, нападает на ворон]: Hodne 1984, № 113*: 36; финны [мыши хоронят кота]: Uther 2004(1), № 43*: 85.

    (Ср. Арктика. Инупиат Северной Аляски (Пойнт Хоуп) [Ворон и Сова приглашают леммингов в землянку, танцуют, лемминги с восторгом наблюдают; когда танцоры бросаются убивать леммингов, те выскакивают из дома; Ворон и Сова хватают лишь одного, делят пополам]: Lowenstein 1993: 92-94).

    Средний Запад. Меномини [Енот видит в реке множество раков, притворяется мертвым, так что по нему ползают личинки; Раки собираются, он их хватает и ест; приходят две рачьи девушки, говорят, пусть он съест и их; он это делает, бросает скорлупу в реку, говорит, что Раки теперь станут раками]: Bloomfield 1928, № 94: 339-343; оджибва (северный берег оз. Верхнего) [Вождь Раков собирает отряд идти войной на Енота; Раки находят Енота на берегу, думают, что он мертв; окружают мнимый труп, щиплют его; Енот вскакивает, убивает, съедает множество Раков; вождь возвращается домой с немногими выжившими, казнен]: Jones 1919, № 6: 369; миссисага [Енот опустил хвост в воду, притворился мертвым; Раки в него вцепились, он вытащил их, съел, завернул в пакет свои экскременты, сказал Волку, что там нечто вкусное, Волк съел; Енот сказал, что было в пакете, Волк убил его]: Chamberlain 1889, № 2: 142; болотные кри (Олбани) [Выдра притворился мертвым, в нос и в анус положил гнилое дерево; Поганка (hell-diver) Tcigibis сказал Ракам (Crawfish), что враг их мертв; Раки собрались, стали тянуть гниль из зада Выдры; тот рассмеялся, вскочил, всех убил, кроме одного, находившегося поодаль; Поганка ревновал жену к своему брату Гагаре; когда тот спал, сунул ему в горло раскаленное железо; собрал кровь в пузырь, положил под одежду; ему сказали, что Гагара убит; он пронзил пузырь с кровью, якобы убивая себя; ушел, нырнув в воду; если б его догнали, поганок сейчас не было бы]: Skinner 1911: 95-96; (ср. саук [увидев индюков, Wisaka лег, выставив пенис; индюки собрались посмотреть, что делает их старший брат; тот вскочил, схватил индюка, стал тереть его голову о свой пенис; с тех пор у индюков как бы небольшой красный пенис на голове]: Skinner 1928, № 6: 149).

    Северо-Восток. Сенека [Енот вымазался гнилым древесным тленом, притворился мертвым; Раки собрались вокруг своего врага; один сунул руку в рот Енота, закричал, что тот жив; то же второй Рак; но вождь не верит; когда третий, Енот вскочил, перебил раков, лишь один жив; он оказался на холме; ползет, спрашивая деревья об их названиях; Черный Дуб, Масляный Орех, Тополь; каждый вид все более влаголюбив; наконец, Ива; Рак напился воды, спустился на дно]: Curtin 2001: 241-246.

    Юго-Восток США. Чироки: Kilpatrick, Kilpatrick 1964 [Опоссум притворяется мертвым, Кролик приглашает Индюков танцевать вокруг него, Опоссум хватает одного Индюка]: 34-35; Mooney 1900, № 19 [Кролик просит Дикого Кота его отпустить, обещает за это помочь добыть Индюков; Кот притворяется мертвым, Кго отпустить, обещает за это помочь добыть Индюков; аков; вождь возвращается домой с немногими выжившролик мажет его гнилой древесиной, зовет Индюков, предлагает им танцевать вокруг мертвого врага; по сигналу Кролика, Кот вскакивает, хватает Индюка]: 269-270; крики [Tuggle collection; как у чироки; взбешенные Индюки позже откусывают хвост Кролику, с тех пор у него хвост короткий; в другом варианте Енот проделывает тот же трюк с Оленями, вместо Дикого Кота — Пума]: Mooney 1900: 449.

    Калифорния. Чумаш [у Койота шестнадцать сыновей; он поедает все запасы один, заболевает от переедания; посылает сыновей одного за другим объявить о его скорой смерти; младший объявляет о нем как о «вызывающем любовь»; Койот удовлетворен; Гуси приходят о нем скорбеть; Койот говорит, что для этого надо опустить головы; бьет их дубиной; лишь половина спасается; Койот снова поедает все мясо один; его жена Лягушка закрывает источники вод; Койот идет вверх по ущелью искать воду; Лягушка неожиданно пускает воду; Койот чертит зигзаг, пытаясь спастись (поэтому Мишшн Крик петляет), но унесен водой в море; превращается в рыбу laxux]: Blackburn 1975, № 31: 204-207.

    Большой Юго-Запад. Навахо: Haile 1984, № 1 [Койот желает, чтобы пошел дождь, чтобы лил все сильнее; плывет по течению к колонии сусликов, ложится там будто мертвый; велит Скунсу сказать Сусликам, что их враг умер; Суслики пляшут вокруг мнимо дохлого Койота; Скунс велит им посмотреть вверх, пускает вверх струю своей мочи, она попадает Сусликам в глаза; Койот вскакивает, бьет их дубиной; Скунс и Койот пекут сусликов, Койот предлагает бежать наперегонки; пока Койот бежит вокруг горы, Скунс прячется в норе, возвращается, уносит жирных сусликов на вершину скалы, ест их; Койоту сбрасывает лишь кости, головы, шкурки]: 27-30; Parsons 1923b, № 8 [Койот идет, желает, чтобы его понесла вода; притворяется мертвым, велит Дикому Коту сказать Сусликам, что их враг издох; Суслики, Кролики пляшут вокруг, Койот вскакивает, вместе с Котом многих убивает палкой; печет; предлагает Коту бежать наперегонки; пока Койот бегает, Кот возвращается, забирает самых жирных сусликов, уносит на дерево, ест]: 371-372; западные апачи (Уайт-Маунтин) [Койот идет, желает, чтобы песок под ногами был мокрым; чтобы идти по воде, по шею в воде; и т.д., вода приносит его к жилищам; он притворяется мертвым, набивает траву во все отверстия тела; его находят девушки-Кролики, созывают всех небольших животных и птиц плясать по случаю смерти врага; Скунс кричит Койоту, что пора хватать добычу; Койоту удается лишь загнать в нору одного Кролика; он обещает развести перед входом огонь из веток кустарника, из травы; каждый раз Кролик отвечает, что он это ест; делает вид, что боится смолы; пока Койот ходит за смолой, Кролик убегает, оставив отвечать за себя мокасины; Койот находит в норе лишь обожженные продырявленные мокасины; бросается на набитое песком чучело кролика; в следующий раз видит настоящего, но думает, что и тот из песка; бросается на другого кролика, напарывается на колючки юкки; птичка просит ее согреть, Койот держит ее под мышкой, она улетает; кузнечик советует отнести его к трещине в земле, затем съесть, убегает]: Goodwin 1994, № 43: 168-171; хикарилья [койот убил оленя, тащит тушу, белки смеются над ним; он делает вид, что ему плохо, что умер; белки бросают в него шишки, камешки, затем спускаются танцевать вокруг; койот вскакивает, хватает одну, остальные разбегаются]: Opler 1994, № 38: 307-308; западные керес (Лагуна): Espinosa 1936a, № 10 [Койот договаривается со Скунсом, что притворится мертвым, а тот позовет Сусликов; суслики стали танцевать вокруг мертвого, Койот вскочил, многих убил; предложил бежать наперегонки, кто выиграет, съест все; пока Койот бегал, Скунс обежал гору, вернулся, самых жирных унес на скалу; затем слез, Койот позвал его искать кукурузное поле; Скунс написал ему в рот, Койот умер]: 83; Parsons 1918, № 11 [договорившись с Койотом, Кролик говорит Сусликам, что тот умер; взявшись за руки, Суслики окружают мнимого покойника и поют; Койот убивает их, швырнув им в глаза им песок; договаривается с Кроликом, что победивший в беге получит самых упитанных; пока Койот бегает, Кролик прячется в норе, возвращается, забирает лучшие тушки, ест под скалой; Койот хочет его убить, спрашивает, как спуститься; Кролик зовет к расщелине, Койот падает, разбивается]: 230-231; восточные керес (Пагуакате) [лис пожелал, чтобы хлынул дождь, началось наводнение; притворился мертвым, суслики стали плясать вокруг него, он их схватил, стал печь; пока готовятся, решил привязать кору к хвосту, поджечь и побегать; бегает до сих пор, забыв о еде; поэтому лисы убегают от огня]: Espinosa 1936a, № 15: 86-87.

    (Ср. Боливия – Гуапоре. Гуарасу [Кайман соглашается перевезти Обезьяну через реку; та балуется, закрывая ему рукою глаза; кричит, что его пупырчатая кожа вызывает тошноту; Кайман собирается сбросить ее в воду, она говорит, что пошутила; хватается за ветки, с дерева обрушивает на Каймана поток брани; тот обещает Стервятникам отдать тело Обезьяны на съеденье, если они помогут ему, сказав, что Кайман умер; Обезьяна замечает, что у Каймана шевелится хвост; бросает ему в пасть три камня, тот их проглатывает; от этого позже умирает, съеден Стервятниками; Обезьяна плачет, она действительно хотела лишь пошутить]: Riester 1977, № 65: 279, 316-317).

    (Ср. Южный Конус. <европейское заимствование, по крайней мере «лиса приводит барана к постаревшему льву» и «лиса не получает обещанного»>. Арауканы [лев (пума?) состарился, лиса обещает помочь; приводит барана, но тот чует запах; тогда велит льву притвориться мертвым; другим животным предлагает прыгнуть на него, лев убивает гуанако; дает лисе одни потроха вместо обещанного мяса]: Kuramochi 1991: 214-216).

    Какое животное притворяется мертвым при опасности

    В процессе эволюции некоторые животные и насекомые научились мастерски притворяться мертвыми для защиты от опасности. Сегодня я хотел бы рассказать вам о самых уникальных экземплярах, которые не только способны повергнуть хищника в растерянность, но и даже зоологов.

    Самым известным примером этой хитроумной стратегии может послужить театральное поведение североамериканского опоссума. Это одни из немногих млекопитающих, способные в случае опасности притворяться мёртвыми.

    Его непревзойдённое притворство при виде потенциальной угрозы стало символом этого необычного явления, которое ученые назвали танатозом по имени греческого божества смерти Танатоса. Первым делом опоссум старается защитить себя острыми зубами и грозным ворчанием. Если же это не помогает, зверёк вдруг падает замертво и лежит на боку, расслабив все мышцы, с закрытыми глазами, открытой пастью и вываленным наружу языком, а из его анальных желез брызгают струйки зеленой жидкости с трупным запахом.

    Что самое удивительное, опоссум не реагирует, даже на попытки хищника укусить его или запустить в него когти. Наконец, убедившись, что перед ним несъедобная падаль, враг уходит прочь, и лишь тогда опоссум постепенно возвращается к жизни, на что порой уходит около шести часов. Ученые не раз наблюдали и документировали этот эффектный спектакль, однако некоторые его аспекты до сих пор не находят объяснения.

    Например, почему к такому притворству прибегают лишь очень немногие опоссумы, а не подавляющее их большинство? Неизвестно, как это происходит ? произвольно или непроизвольно. Скорее всего, зверёк сначала падает в обморок от страха, а дальнейший процесс происходит автоматически, как следствие шока при виде хищника.

    Притворяться мёртвыми умеют многие другие представители фауны: грызуны, лягушки, жабы, многие насекомые (от палочников и водяных клопов до богомолов), а также некоторые южноамериканские лисицы.

    Наряду с танатозом не меньшее удивление вызывает акинезия ? впадение в своеобразный транс. Научного объяснения этому явлению до сих пор нет. Одно из самых ранних описаний акинезии датируется 1646 годом и касается серой куропатки. Если связать птице лапки, уложить её на спину, поднести мелок к клюву и провести от него вниз по телу прямую линию, то куропатка застынет, как мёртвая. Как показали дальнейшие эксперименты, птицу можно даже не связывать: если внезапно и быстро уложить её на спину, она замирает до тех пор, пока её не выведут из транса.

    Нечто подобное происходит с лягушками и жабами, а рака можно ввести в состояние акинезии, поставив его вертикально на голову и клешни. Поразительный вариант акинезии наблюдается у кобр: если взять змею сзади за голову и нажать пальцем на затылок, она неподвижно замирает и лежит на земле прямо, словно толстый прут.

    Тот факт, что кобру можно ввести в состояние каталепсии, часто приводится в объяснение библейской истории из Книги «Исход», в которой Моисей превратил живую кобру в посох. Однако внимательный читатель заметит, что Моисей взял змею не за голову, а за хвост, что не могло вызвать у нее акинезии. Спектакль не всегда выглядит убедительно, ? например, случайно перевернувшись вверх спиной в процессе представления, змея быстренько принимает правильную позу, «вспомнив», что мертвецы так не делают.

    Почти все лягушки медлительны и малоактивны. Защитой от хищников им служит превосходная защитная окраска. Поскольку большинство лягушек живёт на деревьях или в густой траве, в их камуфляже преобладают все оттенки зеленого.

    Хамелеоны маскируются, изменяя окраску под цвет окружения. Правда, в условиях неволи они порой поступают вопреки логике, ? скажем, если хамелеона поместить в террариуме на фоне зелени, он вдруг становится ярко-жёлтым или сине-зелёным; причиной этого, по-видимому, является искусственное освещение.

    В случае реальной опасности рептилия грозно раздувается, демонстрируя кожные выросты, которые у некоторых видов похожи на рога доисторического трицератопса.

    Пойманный хамелеон часто прибегает к крайнему средству защиты ? пытается напугать врага, сплошь покрываясь кричаще яркими пятнами.

    Некоторые ящерицы ничуть не боятся заявлять о своём присутствии. Например, ярких жёлтых полос ядозуба просто невозможно не заметить; иные же, как агама обзавелись для отпугивания врагов причудливыми кожными выростами в виде шлемов, гребней и воротников.

    Неправильные пятна на теле жука отлично скрадывают его очертания, а камуфляжная окраска придает ему поразительное сходство с колоритом и фактурой среды обитания.

    Вечно голодный богомол в совершенстве освоил науку маскировки и бесконечно терпелив. Первое качество помогает ему укрываться от жертв и хищников, а второе ? гарантирует успешную охоту.

    Стремясь слиться с природным окружением, многие насекомые напоминают формой и окраской какой-нибудь несъедобный предмет ? сухой листок, кусочек коры или комок земли.

    Как ведут себя животные в случае опасности

    Опоссум в критической ситуации падает, притворяясь мёртвым. При этом у него стекленеют глаза, изо рта течёт пена, а анальные железы испускают секрет с неприятным запахом. Кстати, эти действия не являются умышленными, и опоссум не может их контролировать: это абсолютно автоматический инстинкт, связанный со страхом.

    Кенгуру передают друг другу сигналы об опасности с помощью хвоста: увидев хищника, они начинают барабанить хвостом по земле. Услышав этот сигнал, другие кенкуру разбегаются. С хищником обычно сражается только вожак стада.

    Суслики в случае опасности с воздуха свистят, а в случае опасности в земли – щебечут. Сурки тоже свистят, причем, их свист может быть слышен на расстоянии до 1,5 км.

    Волк в случае опасности заботится о своей личной сохранности. Поэтому он может бросить собственных детей: в этом случае его шансы выжить повышаются.

    Слоны, топчась на месте, способны послать через почву сообщение на расстояние 32 км. Слоны-адресаты воспринимают эти послания ногами. Известны случаи, когда, услышав топот ног слонов, попавших в засаду браконьеров в 60 км, другое стадо изменило маршрут, чтобы обойти опасный участок.

    Медведь никогда не нападает стоя. Он может ненадолго встать на задние лапы, чтобы осмотреться, но атакует он всегда на четырех ногах. Убежать от преследующего медведя невозможно. Одним ударом лапы матёрый медведь способен сломать спину быку, зубру или бизону.

    Морские раки лангусты — неплохие скрипачи. Почуяв неладное, они начинают водить длинным выростом у основания антенн по расположенному под их глазами ребристому выступу. Возникающим громким звуком лангуст не только предупреждает сородичей об опасности, но и отпугивает врагов: услышав эту “музыку”, рыбы в страхе нередко бросают пойманную добычу, которая достается хитрому раку.

    Читайте так же:  Клетка из профиля для кроликов

    Обычные речные раки в случае опасности писают. Также поступают и омары, причем, они писают через крошечные отверстия около глаз. В моче содержатся химические вещества, с помощью которых раки и омары передают друг другу информацию.

    Змеи, чтобы отпугнуть врага, пукают, причем, очень громко.

    Некоторые муравьи умеют «взрываться» для защиты своих колоний. В критических ситуациях, муравей разрезает специальные полости (обычно это часть желудка) в своем теле, где предварительно накапливает свои выделения. После операции содержимое полости разбрызгивается вокруг. Разные типы муравьев применяют разные вещества от ядовитых до снотворных и нервно-паралитических. После этого муравей погибает.

    Какие животные притворяются мертвыми

    Содержание статьи

    • Какие животные притворяются мертвыми
    • Как пережить смерть питомца
    • Как поймать ужа
    • Ради спасения жизни

      Чтобы не стать обедом кого-нибудь большого и кровожадного, некоторые животные идут на хитрость – претворяются мертвыми. Первое место в рейтинге здесь по праву принадлежит опоссуму. Этот зверек изображает труп настолько натурально, что даже бывалый охотник и опытный зоолог может поверить. В критической ситуации опоссум очень реалистично падает на один бок, выпучивает глаза, открывает рот и замирает в «трупном» окоченении. А чтобы у самых придирчивых не осталось ни малейших сомнений в том, что животное уже давно отдало богу душу, зверек выделяет специальное зловонное вещество.

      Похожую тактику, хоть и с чуть меньшим количеством спецэффектов, применяют мыши. В кататонический ступор они, конечно, не впадают, но также могут замереть и даже позволить хищникам слегка понадкусывать или поиграть со своим бесчувственным телом. Те, кому хоть раз доводилось наблюдать за игрой кошки с пойманным мышонком, наверняка видели нечто подобное. Пушистому хищнику интересна добыча лишь до тех пор, пока она удирает и ее можно ловить. Как только же мышь становится похожа на тряпочку, кот теряет к ней интерес. Часто случается так, что в этот самый момент жертва оживает и со всех ног бросается наутек.

      Прием охоты

      Притворяются мертвыми некоторые обитатели животного мира также и с целью охоты. Чтобы приманить рыб, питающихся донной падалью, другая рыба, принадлежащая к отряду цихлидовых (Haplochromis livingstoni), сама выступает в роли приманки. Она опускается на дно, замирает и меняет окраску своего тела, покрываясь «трупными» пятнами. Когда же наживка заинтересует падальщиков, мертвая, на первый взгляд, рыба оживает. Жертва внезапно превращается в самого настоящего хищника!

      В природе также известны случаи, когда хищники, не имеющие способности охотиться привычным способом из-за травмы или болезни, вынуждены прибегать к подобным хитростям. Мертвыми притворяются львы, крупные змеи и даже волки.

      Забавы ради

      Мастерицей на различные выдумки давно прослыла ворона. Этой птице действительно присущ большой артистизм. Нередко она также может притвориться мертвой, чтобы ввести своих противников в заблуждение. Но если опоссумы используют этот прием на уровне рефлексов и он характерен для всех представителей вида, ворона обязана такой оригинальной идее исключительно собственной сообразительности. Завалиться на бок и «умереть» эта умная птица может как в случае опасности, так и для того, чтобы усыпить бдительность человека или других животных и незаметно утащить себе на обед какой-нибудь лакомый кусочек.

      Краеведческий музей захвачен кроликами, они уже покусали двух человек. Наталья Корнилова — одна из пострадавших.

      «Когда человек подходит поближе, кролик старается унюхать его и схватить. Сейчас у него клетка с маленькими дырочками, а до этого была с дырочками побольше, и, когда я смотрела за другим кроликом, этот умудрился меня укусить», — рассказала Наталья.

      В одном из старейших музеев города открылась выставка «Братец Кролик». 40 пушистых прибыли к нам из Ижевска. Пенза стала четвертым перевалочным пунктом их путешествия. В городе на Суре ушастые оказались впервые.

      «Здесь представлены самые большие кролики в мире породы фландр, есть французские бараны, черно-бурые кролики, огневки.

      Кролик породы белый великан — актер, как Джонни Депп. Он часто притворяется мертвым. Многие посетители подходят к нам и говорят, что кролик умер, а он на самом деле спит. Этот питомец все делает лежа: и кушает, и спит», — поведала экскурсовод Эмилия Корнилова.

      Юные посетители могут покормить удмуртских гостей.

      «Мы с дочкой любим смотреть на кроликов. Зайки и котики у нас — самые любимые животные», — пояснила мама трехлетней Варвары Светлана Мацук.

      Проводить кроликов в дальнейший путь можно будет 5 мая, это последний день выставки.

      Дикий кот однажды поймал кролика и собрался убить его. Кролик стал умолять о пощаде: «Я маленький, тебе на один зуб, но если ты отпустишь меня, я покажу, где можно добыть много индюков». Дикий кот внял мольбам кролика, отпустил его и вместе они отправились за индюками.

      Когда они были на месте, кролик сказал дикому коту: «Теперь делай так, как я скажу. Ложись и лежи будто мертвый и не двигайся, даже если я ударю тебя, но когда я дам знак, прыгай и хватай самого большого индюка ». Дикий кот согласился и вытянулась, как будто мертвый, в то время как кролик собрал гнилую древесину и накрошил ему на глаза и нос, словно это мухи отложили свои личинки, так что бы индюки ничего не могли заподозрить.

      Затем кролик пошел к индюкам и заговорил с ними тихонечко: «Эй, а я нашел нашего старого врага, дикого кота, лежащего мертвым на тропе. Давайте танцевать вокруг него». Индюки, хоть и сомневались, но пошли с кроликом туда, где по его словам лежало тело дикого кота. Теперь у кролика прорезался голосок и он чувствовал себя великим лидером танца: «Я буду петь, а вы танцуйте вокруг него». Индюки подумали, что это отличная идея, поэтому кролик взял палку, чтобы выбивать ритм и начал петь: «Выбирай индюка, выбирай индюка (Galagi’na hasuyak’, Galagi’na hasuyak’) ».

      «Почему ты поешь так» ?- спросил старый индюк. «О, все в порядке, — ответил кролик, — это то, что он делает, а мы поем об этом ». Он снова запел, и индюки стали танцевать вокруг дикого кота. Когда они сделали несколько кругов, кролик сказал:«Теперь подойдите и ударите его, как мы делаем это в военном танце». Индюки, думая, что дикий кот наверняка мертв, столпились вокруг него, и старый индюк пнул его. Затем кролик забарабанил и громко запел: «Выбери индюка, выбери индюка». Дикий кот вскочил и поймал индюка.

      Кролик и опоссум решили жениться, но не могли найти себе жен. Они долго разговаривали на эту тему, и Кролик наконец сказал: «Мы не можем найти себе здесь жен, давай пойдем к другому поселению. Я скажу, что посланник совета, и принес важное решение, следуя которому каждый должен взять себе супругу, и тогда мы обязательно найдем себе жен ».

      Опоссум подумал, что это прекрасный план, поэтому они отправились вместе в следующий город. Кролик быстро добрался до города и ждал снаружи, пока люди не заметили его и не привели в городской дом. Когда пришел вождь, чтобы расспросить кролика о деле, тот сказал, что принес важное решение совета — каждый должен жениться без промедления. Итак, вождь созвал людей и сообщил им эту новость. Таким образом, каждое животное обзавелось женой, в то числе и кролик.

      Опоссум передвигался настолько медленно, что когда прибыл в город, все уже нашли себе пару, и он опять остался без жены. Кролик сделал вид, что ему очень жаль своего друга: «Не бери в голову, я передам послание людям в следующем поселении, а ты спеши туда так быстро, как можешь, и на этот раз ты получишь себе жену». Кролик отправился в следующий город, а опоссум последовал за ним. Но когда кролик добрался до городского дома, он сообщил, поскольку мир был так долог, что все стали ленивыми, совет вынес решение начать войну прямо в городском доме,.

      Следуя решению совета, все начали сражаться друг с другом, а кролик, сделав четыре больших прыжка, бежал, как только пришел опоссум. Все набросились на опоссума, который не думал о том, чтобы взять оружие на свадьбу, и поэтому не мог защитить себя. Его чуть не прибили до смерти, когда он упал и притворился мертвым. Так он лежал, пока не появился шанс вскочить и убежать. У опоссума никогда не было жены, но он помнит этот урок, и с тех пор, он закрывает глаза и притворяется мертвым, спасаясь от врагов и охотников.

      Как-то медведь пригласил кролика отобедать с ним. У него была фасоль в горшке, но не нашлось топленого сала, поэтому медведь прорезал отверстие в своем боку и позволил жиру натечь столько сколько им было необходимо для приготовления бобов. Кролик был удивлен, но подумал про себя: «Это удобный способ. Думаю, я тоже испробую его». Когда кролик вернулся домой, он пригласил медведя прийти и отобедать через четыре дня.

      Когда медведь пришел, кролик сказал: «У меня тоже есть фасоль на обед, а сейчас я добуду жира». Сказав это, он взял нож и вогнал его себе в бок, но вместо жира побежал поток крови, и кролик упал почти бездыханным. Медведь поспешно поднял его и перевязал рану, остановив кровотечение. Затем он отругал кролика: «Ты маленький дурак, я большой и сильный и весь в жиру, нож не причиняет мне вреда, а ты маленький и худой, и ты не можешь делать с собой то, что делаю я».

      Как-то волки поймали кролика и собирались съесть его, когда он попросил разрешения показать им новый танец, который он танцует с недавнего времени. Волки знали, что кролик был великим ведущим певцом, и они хотели узнать, что же за танец тот практикует, поэтому они согласились и стали в круг, пока кролик готовился. Наконец кролик стал выстукивать ритм ногами, танцевать по кругу и петь:

      Tlage’situn ‘gali’sgi’sida’ha —

      Ha’nia lil lil! Ha’nia lil lil!

      На краю поля я танцую —

      Ха`ни лил лил! Ха`ни лил лил!

      «Теперь, — сказал кролик, — когда я пою «на краю поля», я танцую вот так», — и он, пританцовывая, стал двигаться в направлении высокой травы -« и когда я пою «лил лил» вы все должны сильно притопывать ногами ». Волки все прекрасно поняли. Кролик начал еще один круг, распевая одну и ту же песню, все ближе и ближе танцуя к краю поля, а волки все притопывали ему в такт. Он пел все громче и громче, а на четвертой песне, когда волки все еще топали, как могли, кролик сделал прыжок и скрылся в высокой траве. Волки, поняв, что кролик обманул их, сразу пустились за ним, а тот, добежав до полого пня, забрался внутрь него. Когда волки добрались туда, один из них засунул голову в пень, но кролик плюнул ему в глаза, так что ему пришлось снова вытащить свою голову. Остальные волки побоялись сделать тоже самое и ушли восвояси, а кролик еще долго сидел внутри пня.

      Перевод: Александр *Два Волка*. При использовании материала ссылка на сайт обязательна.

      Норка была знатным вором. Животные собрали совет, чтобы решить, как поступить с ней. На совете решили сжечь ее. Норку поймали, развели большой костер и бросили в нее воровку. Когда пламя поднялось и запахло жареной плотью, животные подумали, что она понесла достойное наказание и, вероятно, не будет больше воровать, поэтому они вытащили ее из огня. Норка к тому времени уже обгорела и почернела, и с той поры всякий раз, когда на нее нападают или она взбудоражена, она снова пахнет как жареное мясо. Однако урок не пошел ей во благо, и норка по-прежнему продолжила воровать.

      Перевод: Александр *Два Волка*. При использовании материала ссылка на сайт обязательна.

      Человек, у которого было поле кукурузы, однажды вышел посмотреть, как созревает его урожай. Он забрался на высокий большой пень, чтобы осмотреть все поле. Пень был полым, и медведица сделала в нем гнездо для своих детенышей. Мужчина поскользнулся и упал вниз прямо на медвежат, которые стали так громко визжать, что старая медведица услышала их и поспешила на помощь. Она опустила задние лапы в пень, пытаясь спуститься вниз и узнать в чем дело. Мужчина в это время схватил ее за задние лапы. Старая медведица был так напуган, что сразу же поспешила выбраться обратно, волоча мужчину, который таким образом вылез из пня, когда медведица убежала.

      Рассказана Джимом Фоксом.

      Давным-давно, когда чероки были новыми на земле, они думали, что жизнь была бы намного лучше, если бы никогда не было ночи. Они стали просить Оуга (Ouga), Создателя, о вечном дне.

      Создатель услышал их голоса и даровал людям то, чего они так желали.

      Вскоре лес стал густым и непроходимым. Люди долгие часы трудились в садах, пытаясь спасти урожаи от сорняков. Стало жарко, очень жарко, и так продолжалось день за днем. Людям стало трудно спать, они стали раздражительными и постоянно спорили между собой. Прошло не так уж и много времени, прежде чем они поняли, что совершили ошибку, и вновь стали молить Создателя, но теперь уже о вечной ночи. Создатель слушал чероки и думал, что, возможно, они и правы, даже если все вещи были созданы по парам . представляя нам день и ночь, жизнь и смерть, добро и зло, времена изобилия и времена голода. Создатель любил людей и решил дать им постоянную ночь.

      День прекратился, и ночь воцарила на земле. Вскоре посевы перестали расти и стало очень холодно. Люди проводили большую часть своего времени собирая дрова для костров. Они не могли выслеживать дичь, их поля больше не приносили урожай. Люди замерзали, голодали и умирали. Оставшиеся в живых вновь обратили свои мольбы к Создателю.

      «Помоги нам, Создатель», — просили они. «Мы совершили ужасную ошибку. Ты сделал день и ночь идеальными и, как и должно быть, с самого начала. Мы просим тебя прости нас и сделать день и ночь такими, какими они были раньше». И снова Создатель услышал их молитвы.

      День и ночь стали такими, какими они были в начале. Каждый день был разделен между светом и тьмой. Погода стала более приятной, и урожай снова начал расти. Дичи было в изобилии, и охота была удачной. У людей было много еды, они были сыты, довольны и не болели. Они относились друг к другу с состраданием и уважением. Это было хорошее время для жизни. Люди благодарили Создателя за их жизнь и за пищу, которую он даровал им. Создатель принял благодарность людей и был рад видеть их снова улыбающимися. Однако во время долгих ночных дней многие люди умерли, и Создатель сожалел, что они погибли из-за ночи. Он поместил их души в недавно созданное дерево. Это дерево было названо кедром (a-tsi-na tlu-gv ). Когда вы чувствуете запах кедрового дерева или смотрите на него, стоящего в лесу, помните, если вы чероки (Tsalagi), вы смотрите на своего предка.

      Предание гласит, что кедр обладает мощной защитой. Многие хранят маленький кусочек кедрового дерева в своих магических мешочках, которые носят на шее. Кедр также расположен над входом в дом, чтобы защитить его от проникновения злых духов. Из кедра делают традиционный барабан. Если вы спросите меня, верю ли я сам в это, я просто скажу, что в моем мешочке есть кусочек кедра, и я всегда ношу его с собой. Создатель создал людей не из-за одиночества, а потому, что он хотел показать людям свое великодушие и любовь. Примите эти благословения и его дары и будьте за них благодарны всегда.