При скрещивании белого кролика с гладкой шерстью

При скрещивании белых кроликов с мохнатой шерстью и чёрных кроликов с гладкой шерстью получено потомство: 50% чёрных мохнатых и 50% чёрных гладких. При скрещивании других пар белых кроликов с мохнатой шерстью и чёрных кроликов с гладкой шерстью 50% потомства оказалось чёрными мохнатыми и 50% — белыми мохнатыми. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Объясните, какой закон проявляется в данном случае.

Схема решения задачи включает:

1) 1 скрещивание:

Р кролики: белые мохнатые ааВb х чёрные гладкие ААbb

F1 50% чёрные мохнатые АаBb, 50% чёрные гладкие Ааbb;

2) 2 скрещивание:

Р кролики: белые мохнатые ааВВ х чёрные гладкие Ааbb

F1 50% чёрные мохнатые АаBb, 50% белые мохнатые ааВb;

3) проявляется закон независимого наследования признаков

Ответ

Проверено экспертом

A — чёрный окрас; a — белый окрас; B — мохнатость; b — гладкость.

F1: AaBb(чёрн,мохн); Aabb(чёрн,гл); aaBb(бел,мохн); aabb(бел,гл)

Имеет место быть дигибридное анализирующее скрещивание.

Ответ или решение 1

Эта задача на анализирующее скрещивание, так как в ней соотношение 1:1:1:1, так же в ней указаны два признака — первый цвет шерсти кролика, второй — форма шерсти, значит это дигибридное скрещивание, каждый признак наследуется независимо друг от друга.

АаВb x aabb
чер.мох. бел.гл.

AB Ab aB ab ab гаметы

AaBb Aabb aaBb aabb генотипы потомства

чер.мох. чер.гл. бел.мох. бел.гл. фенотипы потомства

скрещивании другой пары белых кроликов с мохнатой шерстью и черных с гладкой, потомство: 50% черных мохнатых, 50% белых мохнатых. Составить схему скрещивания

Первое скрещивание aabb x AABb

Другие вопросы из категории

доминирует над желтой, а нормальная высота растения над карликовым. Имеют сорта
желтоплодный с нормальной высотой и красноплодный карликовый. Как
целесообразнее из этих сортов получить новые: красноплодные нормальные,
желтоплодные карликовые? Какой сорт получить легче?

и коричневые самки. Цвет оперения сцеплен с Х-хромосомой. Каков внешний вид родительской пары? Помогите. Буду очень благодарна!!

б) АВ:Ab:aB:ab = 45% : 5% : 5% : 45%;

в) АВ:Ab:aB:ab = 5% : 45% : 45% : 5%;

Определите, сцепленное или независимое наследование генов наблюдается для этих случаев. Покажите локализацию генов в хромосомах для каждого случая и определите расстояние между генами для сцепленного наследования.

Читайте также

25 % белых мохнатых, 25 % белых гладких. Опре- делите генотипы родителей, потомства и тип скрещивания. Белый цвет и гладкая шерсть – рецессивные признаки.

потомстве имели мохнатую шерсть. Какая закономерность наследования
проявилась при этом?
1)независимое распределение признаков
2)неполное доминирование
3)единообразие гибридов первого поколения
4)расщепление признаков

3-Какой процент особей чалой масти можно получить при скрещивании крупного рогатого скота красной
(ВВ) и белой (вв) масти при неполном доминировании
1)25%
2)50%
3)75%
4)100%

4-Женщина
со светлыми(а) прямыми(в) волосами вступила в брак с мужчиной, имеющим
темные кудрявые волосы. Определите генотип мужчины, если у их ребенка
светлые и волнистые волосы.

5-Ген дальтонизма-рецессивный, сцепленный с полом. Укажите генотип мужчины с нормальным цветовым зрением
1)Xd Xd
2)XD Xd
3)Xd Y
4)XD Y

6-Определите
генотип родительских растений гороха, если при их скрещивании
образовалось 50% растений с желтыми и 50% -с зелеными
семенами(рецессивный признак)
1)АА х аа
2)Аа х Аа
3)АА х Аа
4)Аа х аа

7-Какова
вероятность рождения высоких детей у гетерозиготных родителей с низким
ростом( низкорослость доминируют над высоким ростом)?
1)0%
2)25%
3)50%
4)75%

8-В результате какого процесса формируется генотип потомства
1) онтогенеза
2)овогенеза
3)сперматогенеза
4)оплодотворения

9-Определите генотип родителей, имеющих карие глаза, если в их потомстве два кареглазых и один голубоглазый ребенок
1) аа х АА
2) АА х Аа
3)АА х АА
4)Аа х Аа

10-Какая
часть особей с рецессивным признаком появится в первом поколении при
скрещивании двух гетерогизотных по данному признаку родителей?
1)75%
2)50%
3)25%
4)0%

чёрной мохнатой крольчихой в потомстве получили 100 % чёрных мохнатых крольчат. Укажите генотипы родителей.

шерсть. Каковы генотипы родителей?

безухих между собой потомство сходно с родителями. Гибриды между длинноухими и безухими имеют короткие уши. Какое потомство получится при скрещивании таких гибридов между собой?

10. Иммунность к головне у овса доминирует над восприимчивостью к этой болезни. Какое потомство в первом поколении получится от гомозиготных иммунных особей с растениями поражаемыми головнёй? От скрещивания гибридов первого поколения? Напишите результат возвратного скрещивания гибридов F1 с родительской формой, лишённой иммунитета.

11. Редкий в популяции ген (h) вызывает у человека наследственную анофтальмию (безглазие), доминантный аллельный ген (H) определяет нормальное развитие глаз. У гетерозигот по этому признаку глазные яблоки уменьшены. Супруги гетерозиготны по гену (Н). Определите генотипы и фенотипы возможного потомства.

12. Альбинизм у человека наследуется как рецессивный признак. В семье, где один из супругов альбинос, а другой имеет нормальную пигментацию, первый ребёнок имеет нормальное развитие пигмента, а второй альбинос. Определите генотипы родителей и детей. Какова вероятность рождения третьего ребёнка здоровым?

13. У человека ген нормальной пигментации кожи доминантен по отношению к гену альбинизма (отсутствие пигмента в коже). Муж и жена имеют нормальную пигментацию кожи, а их первый ребенок в семье альбинос. Определите генотипы всех членов семьи. Какова вероятность рождения детей с нормальной пигментацией?

14. У человека шестипалость определяется доминантным геном, а пятипалость его рецессивной аллелью. Какова вероятность рождения пятипалого ребенка в семье, где оба родителя гетерозиготные шестипалые.

15. При скрещивании красноплодной земляники между собой всегда получаются красные ягоды. При скрещивании белой – белые ягоды. При скрещивании сортов между собой получаются розовые ягоды. При скрещивании земляники с розовыми ягодами между собой оказалось 45 кустов с красными ягодами. Какое количество кустов будет похоже на родительские формы?

16. У томатов высокий рост доминирует над карликовостью, рассечённая форма листа – над картофелевидными листьями. Определите генотипы родителей, если в потомстве получено следующее расщепление: 924 — высокие томаты с рассечёнными листьями; 317 — высокие томаты с картофелевидными листьями; 298 — карликовые томаты с рассечёнными листьями; 108 — карликовые томаты с картофелевидными листьями.

Задача №2
От скрещивания двух сортов земляники, один из которых имеет усы и красные ягоды, а второй не имеет усов и образует белые ягоды, в первом поколении все растения имели усы и розовые ягоды. От скрещивания растений без усов с розовыми ягодами с растениями без усов с красными ягодами получены две фенотипические группы растений: без усов розовые и без усов красные. Составьте схемы двух скрещиваний. Определите генотипы родителей и потомства, характер наследования окраски ягод у земляники, закон наследственности, который проявляется в данном случае.

1. А — черный цвет В — мохнатая шерсть
а — белый цвет b — гладкая шерсть
P: aabb ? AaBb
G: ab AB, Ab, aB, ab
F: AaBb, Aabb, aaBb, aabb

2. A — усы B — красные ягоды
а — нет усов b — белые ягоды
Bb — розовые ягоды

1) P: AABB ? aabb
G: AB ab
F: AaBb

2) P: aaBb ? aaBB
G: aB, ab aB
F: aaBB, aaBb
Промежуточный тип наследования

Растение дурман, с пурпурными цветками (А) и гладкими коробочками (b) скрестили с растением, имеющим пурпурные цветки и колючие коробочки. В потомстве получены следующие фенотипы: с пурпурными цветками и колючими коробочками, с пурпурными цветками и гладкими коробочками, с белыми цветками и колючими коробочками, с белыми цветками и гладкими коробочками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства и возможное соотношение фенотипов. Установите характер наследования признаков.

А — пурпурные цветки, а -белые
B — колючие коробочки, b — гладкие коробочки

Родители A_bb и A_B_
Дети: A_B_, A_bb, aaB_, aabb.

Поскольку среди детей были aa, следовательно, оба родителя имели а. Поскольку среди детей были bb, следовательно, колючий родитель был Bb. Итак, родители Aabb и AaBb.

AB Ab aB ab
Ab AABb
пурпур.
колюч.
AAbb
пурпур.
гладк.
AaBb
пурпур.
колюч.
Aabb
пурпур.
гладк.
ab AaBb
пурпур.
колюч.
Aabb
пурпур.
гладк.
aaBb
белый
колюч.
aabb
белый
гладк.

Во втором поколении получится соотношение 3 пурпурных колючих : 3 пурпурных кладких : 1 белый колючий : 1 белый гладкий. Признаки наследуются независимо.

У крыс гены, определяющие окраску шерсти (черную или белую) и длину хвоста, находятся в разных парах хромосом. При скрещивании гомозиготной самки с черной шерстью и длинным хвостом с гомозиготным самцом с белой шерстью и коротким хвостом у всех потомков F1 шерсть была черной и хвост длинный. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомков в F1, соотношение генотипов и фенотипов в F2, полученных при скрещивании гибридов F1, закон Менделя, который проявляется в данном случае.

Если сказано, что гены находятся в разных парах хромосом, то при решении мы можем использовать третий закон Менделя (закон независимого наследования) и рассмотреть признаки по отдельности.

По признаку цвета шерсти скрещивали двух гомозигот, все потомтство получилось одинаковое (гетерозиготное), черного цвета. Следовательно, А — черная окраска, а — белая окраска, самка АА, самец aа, F1 Aa.

По признаку длины хвоста скрещивали двух гомозигот, все потомство получилось одинаковое, с длинным хвостом. Следовательно, B — длинный хвост, b — короткий хвост, самка ВВ, самец bb, F1 Вb.

AB Ab aB ab
AB AABB AABb AaBB AaBb
Ab AABb AAbb AaBb Aabb
aB AaBB AaBb aaBB aaBb
ab AaBb Aabb aaBb aabb

9 A_B_ черная окраска, длинный хвост
3 A_bb черная окраска, короткий хвост
3 aaB_ белая окраска, длинный хвост
1 aabb белая окраска, короткий хвост

При скрещивании белых кроликов с гладкой шерстью с черными кроликами с мохнатой шерстью получено потомство: 50% черных мохнатых и 50% черных гладких. При скрещивании таких же белых кроликов с гладкой шерстью с другими черными кроликами с мохнатой шерстью 50% потомства оказалось черных мохнатых и 50% – белых мохнатых. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Объясните, как определяются доминантные признаки в данном случае.

В первом скрещивании скрещивали белых и черных кроликов, получили потомство всех черных. Это первый закон Менделя (закон единообразия), скрещивали двух гомозигот, потомство гетерозиготное. Следовательно, А — черная шерсть, а — белая шерсть, белые гладкошерстные кролики-родители аа, их партнеры по первому скрещиванию АА. Во втором скрещивании получилось половина потомства белых, половина черных, следовательно, произошло анализирующее скрещивание, черные кролики из второго скрещивания Аа.

Читайте так же:  Вода и кролики поилки

Во втором скрещивании скрещивали гладких и мохнатых кроликов, получили в потомстве всех мохнатых. Это первый закон Менделя (закон единообразия), скрещивали двух гомозигот, потомство гетерозиготное. Следовательно, B — мохнатая шерсть, b — гладкая, белые гладкошерстные кролики-родители bb, их партнеры по второму скрещиванию ВВ. В первом скрещивании получилась половина мохнатых, половина гладких, следовательно, произошло анализирующее скрещивание, мохнатые кролики из второго скрещивания Вb.

1. У человека имеется два вида слепоты, и каждая определяется своим рецессивным аутосомным геном, которые не сцеплены. Какова вероятность рождения слепого ребенка, если отец и мать страдают одним и тем же видом слепоты и оба дигомозиготны? Какова вероятность рождения слепого ребенка, если оба родителя дигомозиготны и страдают разными видами наследственной слепоты?

F1: ААвв — слепой ребенок.

Проявляется закон единообразия. Вероятность рождения слепого ребенка — 100%.

F1: АаВв — здоровый ребенок.

Проявляется закон единообразия. Оба вида слепоты отсутствуют. Вероятность рождения слепого ребенка — 0%.

2. У человека дальтонизм обусловлен сцепленным с Х-хромосомой рецессивным геном. Талассемия наследуется как аутосомный доминантный признак и наблюдается в двух формах: у гомозигот — тяжелая, часто смертельная, у гетерозигот — в легкой форме.

Женщина с легкой формой талассемии и нормальным зрением в браке с мужчиной-дальтоником, но здоровым по гену талассемии, имеет сына-дальтоника с легкой формой талассемии. Какова вероятность рождения у этой пары детей с обеими аномалиями? Определите генотипы и фенотипы возможного потомства.

Р: АаХDХd х ааХdУ

Г: АХD, аХd, AXd, aXD х аХd, аУ

F1: АаХdУ — мальчик-дальтоник с легкой формой талассемии

AaXDXd — девочка с нормальным зрением и легкой формой талассемии

aaXdXd — девочка-дальтоник без талассемии

AaXdXd — девочка-дальтоник с легкой формой талассемии

aaXDХd — девочка с нормальным зрением без талассемии

AaXDY — мальчик с нормальным зрением и легкой формой талассемии

aaXdY — мальчик-дальтоник без талассемии

aaXDY — мальчик с нормальным зрением и без талассемии

То есть получается восемь вариантов генотипа с равной вероятностью появления. Вероятность рождения ребенка с легкой формой талассемии и дальтонизмом составляет 2/8 или 25% (12,5% вероятность рождения мальчика и 12,5% — рождения девочки). Вероятность рождения ребенка-дальтоника с тяжелой формой талассемии — 0%.

3. В брак вступили голубоглазый светловолосый мужчина и дигетерозиготная кареглазая темноволосая женщина. Определите генотипы супружеской пары, а также возможные генотипы и фенотипы детей. Установите вероятность рождения ребенка с дигомозиготным генотипом.

Объяснение: А — карие глаза

а — голубые глаза

В — темные волосы

в — светлые волосы

Г: ав х АВ, ав, Ав, аВ

F1: АаВв — карие глаза, темные волосы

аавв — голубые глаза, светлые волосы

Аавв — карие глаза, светлые волосы

ааВв — голубые глаза, темные волосы

Вероятность рождения ребенка с каждым из генотипов — 25%. (и вероятность рождения ребенка с дигомозиготным генотипом (аавв) — 25%)

Признаки не сцеплены с полом. Здесь проявляется закон независимого наследования.

4. При скрещивании серой (а) мохнатой крольчихи с черным мохнатым кроликом в потомстве наблюдалось расщепление: крольчата черные мохнатые и серые мохнатые. Во втором скрещивании фенотипически таких же кроликов получилось потомство: крольчата черные мохнатые, черные гладкошерстные, серые мохнатые, серые гладкошерстные. Какой закон наследственности проявляется в данных скрещиваниях?

Объяснение:

А — черная окраска

а — серая окраска

В — мохнатый кролик

в — гладкошерстный кролик

F1: АаВВ — черные мохнатые крольчата

ааВВ — серые мохнатые крольчата

Г: аВ, ав х АВ, ав, Ав, аВ

F1: получается 8 генотипов и 4 фенотипа

АаВВ, 2АаВв — серые мохнатые крольчата

Аавв — черные гладкошерстные крольчата

ааВВ, ааВв — серые мохнатые крольчата

аавв — серые гладкошерстные крольчата

В данном случае действует закон независимого наследования, так как представленные признаки наследуются независимо.

5. Для хохлатой (А) зеленой (В) самки провели анализирующее скрещивание, в потомстве получилось четыре фенотипических класса. Получившихся хохлатых потомков скрестили между собой. Может ли в этом скрещивании получить потомство без хохолка? Если может, то какого оно будет пола, какого фенотипа? У канареек наличие хохолка зависит от аутосомного гена, окраска оперения (зеленое или коричневое) — от гена, сцепленного с Х-хромосомой. Гетерогаметным полом у птиц является женский пол.

Р: АаХВУ х ааХвХв

Г: АХВ, аХВ, АУ, аУ х аХв

F1: АаХВХв — хохлатый зеленый самец

ааХВХв — зеленый самец без хохолка

АаХвУ — хохлатая коричневая самка

ааХвУ — коричневая самка без хохолка

Скрещиваем самца и самку с хохолком:

Р: АаХВХв х АаХвУ

Г: АХВ, АХв, аХВ, аХв х АХв, АУ, аХв, аУ

F2: получаем 16 генотипов, среди которых можно выделить только 4 фенотипа.

Фенотипы особей без хохолка:

Самки: ааХВУ — зеленая самка без хохолка

Самцы: ааХВХв — зеленый самец без хохолка

ааХвХв — коричневый самец без хохолка.

6. В скрещивании самок дрозофил с нормальными крыльями и нормальными глазами и самцов с редуцированными крыльями и маленькими глазами все потомство имело нормальные крылья и нормальные глаза. Получившихся в первом поколении самок возвратно скрещивали с исходной родительской особью. Форма крыльев у дрозофилы определяется аутосомным геном, ген размера глаз находится в Х-хромосоме. Составьте схемы скрещиваний, определите генотипы и фенотипы родительских особей и потомства в скрещиваниях. Какие законы действуют в скрещиваниях?

А — нормальные крылья

а — редуцированные крылья

ХВ — нормальные глаза

Р: ААХВХВ х ввХвУ

АаХВХв — нормальные крылья, нормальные глаза

АаХВУ — нормальные крылья, нормальные глаза

Р: АаХВХв х ааХвН

Г: АХВ, аХв, АХв, аХв х аХв, аУ

АаХВХв, АаХВУ — нормальные крылья, нормальные глаза

ааХвХв, ааХвУ — редуцированные крылья, маленькие глаза

АаХвХв, АаХвУ — нормальные крылья, маленькие глаза

ааХВХв, ааХВУ — редуцированные крылья, нормальные глаза

Здесь действует закон сцепленного с полом наследования (ген формы глаз наследуется с Х-хромосомой), а ген крыльев наследуется независимо.

7. При скрещивании мухи дрозофилы, имеющей серое тело (А) и нормальные крылья (В), с мухой, имеющей черное тело и закрученные крылья, получено 58 мух с серым телом и нормальными крыльями, 52 — с черным телом и закрученными крыльями, 15 — с серым телом и закрученными крыльями, 14 — с черным телом и нормальными крыльями. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских особей, потомства. Объясните формирование четырех фенотипических классов. Какой закон действует в данном случае?

Объяснение: А — серое тело

В — нормальные крылья

в — закрученные крылья

Скрещивание: Р: АаВв х аавв

Г: АВ, ав, Ав, аВ х ав

F1: АаВв — серое тело, нормальные крылья — 58

аавв — черное тело, закрученные крылья — 52

Аавв — серое тело, закрученные крылья — 15

ааВв — черное тело, нормальные крылья — 14

Гены А и В и а и в сцеплены, поэтому они они образуют группы 58 и 52 особи, а в случае остальных двух групп произошел кроссинговер и эти гены перестали быть сцеплены, поэтому и образовали 14 и 15 особей.

8. При анализирующем скрещивании дигетерозиготного высокого с круглыми плодами растения томата получено расщепление потомства по фенотипу: 38 растений высоких с округлыми плодами, 10 — высоких с грушевидными плодами, 10 — карликовых с округлыми плодами, 42 — карликовых с грушевидными плодами. Составьте схему скрещивания, определите генотипы и фенотипы исходных особей, потомства. Объясните формирование четырех фенотипических классов.

А — высокое растение

а — карликовое растение

В — круглые плоды

в — грушевидные плоды

G: АВ, ав, аВ, Ав х ав

F1: АаВв — высокие растения с круглыми плодами — 38

аавв — карликовые растения с грушевидными плодами — 42

ааВв — карликовые растения с круглыми плодами — 10

Аавв — высокие растения с грушевидными плодами — 10

Здесь можно выделить две группы признаков:

1. АаВв и аавв — в первом случае наследуются сцепленно А и В, а во втором — а и в.

2. ааВв и Аавв — здесь произошел кроссинговер.

9. У человека нерыжие волосы доминируют над рыжими. Отец и мать гетерозиготные рыжие. У них восемь детей. Сколько среди них может оказаться рыжих? Есть ли однозначный ответ на этот вопрос?

Объяснение: А — нерыжие волосы

а — рыжие волосы

Расщепление по генотипу — 1:2:1.

Расщепление по фенотипу — 3:1. Следовательно, вероятность рождения нерыжего ребенка — 75%. Вероятность рождения рыжего ребенка — 25%.

Однозначного ответа на вопрос нет, так как невозможно предположить генотип будущего ребенка, так как могут встретиться половые клетки с разными генотипами.

10. Определите генотипы родителей в семье, где все сыновья дальтоники, а дочери здоровы.

Объяснение: XDXd — здоровая девочка

XdY — мальчик — дальтоник

Такая ситуация будет более возможна если мать-дальтоник (так как женский пол гомогаметный), а отец — здоров (гетерогаметный пол).

Напишем схему скрещивания.

F1: XDXd — девочка здоровая, но носитель гена дальтонизма.

11. У человека глаукома наследуется как аутосомно-рецессивный признак (а), а синдром Марфана, сопровождающийся аномалией в развитии соединительной ткани, — как аутосомно-доминантный признак (В). Гены находятся в разных парах аутосом. Один из супругов страдает глаукомой и не имел в роду предков с синдромом Марфана, а второй дигетерозиготен по данным признакам. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей, вероятность рождения здорового ребенка. Составьте схему решения задачи. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

Объяснение: глаукома — рецессивный признак и проявляется только при гомозиготе, а синдром Марфана проявляется как при гетеро-, так и при гомозиготе, но является доминантным признак, соответственно, определим генотипы родителей: один родитель страдает глаукомой — аа, но не страдает синдромом Марфана — вв, а второй родитель по обоим признакам гетерозиготен — АаВв.

G: ав х АВ, ав, Ав, аВ

F1: АаВв — нормальное зрение + синдром Марфана

Аавв — нормальное зрение, нет синдрома Марфана — здоровый ребенок

Читайте так же:  Доят кроликов

ааВв — глаукома + синдром Марфана

Нарисовав решетку Пеннета, можно увидеть, что вероятность рождения каждого ребенка одинакова — 25%, значит и вероятность рождения здорового ребенка будет такая же.

Гены данных признаков не являются сцепленными, а значит проявляется закон независимого наследования.

12. Скрестили низкорослые (карликовые) растения томата с ребристыми плодами и растения нормальной высоты с гладкими плодами. В потомстве были получены две фенотипические группы растений: низкорослые и гладкими плодами и нормальной высоты с гладкими плодами. При скрещивании растений томата низкорослых с ребристыми плодами с растениями, имеющими нормальную высоту стебля и ребристые плоды, все потомство имело нормальную высоту стебля и ребристые плоды. Составьте схемы скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства растений томата в двух скрещиваниях. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

Объяснение: в первом скрещивании дигомозигота скрещивается с гомозиготным растением по одному признаку и гетерозиготным по другому (чтобы это понять, нужно написать несколько вариантов, данное потомство получается только при таких родителях). во втором скрещивании все проще — скрещивается две дигомозиготы (только у второго родителя один признак будет доминантным).

а — низкорослые особи

А — нормальная высота

в — ребристые плоды

В — гладкие плоды

F1: ааВв — низкорослые особи с гладкими плодами

АаВв — нормальная высота, гладкие плоды

F1: Аавв — нормальная высота, гладкие плоды.

В обоих случаях проявляется закон независимого наследования, так как эти два признака наследуются независимо.

13. По изображенной на рисунке родословной определите и объясните характер наследования признака, выделенного черным цветом. Определите генотипы родителей, потомков, обозначенных на схеме цифрами 2, 3, 8, и объясните их формирование.

Объяснение: так как в первом поколении мы видим единообразие, а во втором поколении – расщепление 1:1, делаем вывод, что оба родителя были гомозиготны, но один по рецессивному признаку, а другой – по доминантному. То есть в первом поколении все дети – гетерозиготны. 2 – Аа, 3 – Аа, 8 – аа.

14. При скрещивании пестрой хохлатой (В) курицы с таким же петухом было получено восемь цыплят: четыре цыпленка пестрых хохлатых, два — белых (а) хохлатых и два — черных хохлатых. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства, объясните характер наследования признаков и появление особей с пестрой окраской. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?

Объяснение: такое расщепление возможно только если родители гетерозиготны по окраске, то есть пестрая окраска имеет генотип — Аа

АА — черная окраска

Аа — пестрая окраска

F1: АаВВ — пестрый хохлатый (4 цыпленка)

ааВВ — белый хохлатый (два цыпленка)

ААВВ — черный хохлатый

По окраске расщепление по генотипу и фенотипу одинаковое: 1:2:1, так как здесь присутствует явление неполного доминирования (между и черной и белой окраской появляется промежуточный вариант), признаки наследуются независимо.

15. У человека ген нормального слуха (В) доминирует над геном глухоты и находится в аутосоме; ген цветовой слепоты (дальтонизм — d) рецессивный и сцеплен с Х-хромосомой. В семье, где мать страдала глухотой, но имела нормальное цветовое зрение, а отец — с нормальным слухом (гомозиготен), дальтоник, родилась девочка-дальтоник с нормальным слухом. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, дочери, возможные генотипы детей и вероятность в будущем рождения в этой семье детей-дальтоников с нормальным слухом и глухих.

Объяснение: из условия задачи видно, что мать гетерозиготна по гену глухоты и гомозиготна по гену слепоты, а отец — имеет ген слепоты и гетерозиготен по гену глухоты. Тогда дочь будет гомозиготна по гену слепоты и гетерозиготна по гену глухоты.

P: (мать)XDXd x (отец)XdYBB

дочь — XdXdBb — дальтоник, слух нормальный

Гаметы — XDb, Xdb, XdB, YB

Дети: XDXdBb — нормальное зрение, нормальный слух

XDYBb — нормальное зрение, нормальный слух

XdXdBb — дальтоник, нормальный слух

XdYBb — дальтоник, нормальный слух

Расщепление: 1:1:1:1, то есть вероятность рождения дальтоника с нормальным слухом — 50%, а вероятность рождения глухих дальтоников — 0%.

16. У мужа и жены нормальное зрение, несмотря на то, что отцы обоих супругов страдают цветовой слепотой (дальтонизмом). Ген дальтонизма рецессивен и сцеплен с Х-хромосомой. Определите генотипы мужа и жены. Составьте схему решения задачи. Какова вероятность рождения у них сына с нормальным зрением, дочери с нормальным зрением, сына-дальтоника, дочери-дальтоника?

Объяснение: допустим матери мужа и жены были здоровы.

Распишем еще и возможные генотипы родителей мужа и жены.

P: XDXD x XdY XDXD x XdY

Возможные генотипы детей:

XDY — здоровый мальчик

XDXd — здоровая девочка

Вероятность рождения ребенка с каждым из генотипов равна 25%. Вероятность рождения здоровой девочки — 50% (в одном случае ребенок гетерозиготен, в другом — гомозиготен). Вероятность рождения девочки-дальтоника — 0%. Вероятность рождения мальчика-дальтоника — 25%.

17. У гороха посевного желтая окраска семян доминирует над зеленой, выпуклая форма плодов — над плодами с перетяжкой. При скрещивании растения с желтыми выпуклыми плодами с растением, имеющим желтые семена и плоды с перетяжкой, получили 63 растения с желтыми семенами и выпуклыми плодами. 58 — с желтыми семенами и плодами с перетяжкой, 18 — с зелеными семенами и выпуклыми плодами и 20 — с зелеными семенами и плодами с перетяжкой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы исходных растений и потомков. Объясните появление различных фенотипических групп.

А — желтая окраска

а — зеленая окраска

В — выпуклая форма

в — плоды с перетяжкой

Внимательно прочитав условие задачи, можно понять, что одно родительское растение является дигетерозиготным, а второй — гомозиготно по форме плода, а гетерозиготно по цвету семени.

Напишем схему решения задачи:

G: АВ, ав, Ав, аВ х Ав, ав

F1: получается расщепление 3:1 и следующие потомки первого поколения:

63 — А_Вв — желтые семена, выпуклые плоды

58 — А_вв — желтые семена, плоды с перетяжкой

18 — ааВв — зеленые семена, выпуклая форма плода

20 — аавв — зеленые семена, плоды с перетяжкой

Здесь наблюдаем закон независимого наследования, так как каждый признак наследуется независимо.

18. У львиного зева красная окраска цветков неполно доминирует над белой, а узкие листья над широкими. Гены располагаются в разных хромосомах. Скрещиваются растения с розовыми цветками и листьями промежуточной ширины с растениями, имеющими белые цветки и узкие листья. Составьте схему решения задачи. Какое потомство и в каком соотношении можно ожидать от этого скрещивания? Определите тип скрещивания, генотипы родителей и потомства. Какой закон имеет место в данном случае.

Объяснение: АА — красная окраска

Аа — розовая окраска

аа — белая окраска

ВВ — узкие листья

Вв — листья промежуточной ширины

вв — широкие листья

Г: АВ, ав, Ав, аВ х аВ

F1: АаВВ — розовые цветки, узкие листья

ааВв — белые цветки, листья промежуточной ширины

АаВв — розовые цветки, листья промежуточной ширины

ааВВ — белые цветки, узкие листья

Вероятность появления цветков с каждым из генотипов — 25%.

Скрещивание дигибридное (так как анализ идет по двум признакам).

В данном случае действуют законы неполного доминирования и независимого наследования признаков.

Задания для самостоятельного решения

1. У собак черная шерсть доминирует над коричневой, а длинная шерсть над короткой (гены не сцеплены). От черной длинношерстной самки при анализирующем скрещивании получено потомство: 3 черных длинношерстных щенка, 3 коричневых длинношерстных. Определите генотипы родителей и потомства, соответствующие их фенотипам. Составьте схему решения задачи. Объясните полученные результаты.

2. У овец серая окраска (А) шерсти доминирует над черной, а рогатость (В) — над комолостью (безрогостью). Гены не сцеплены. В гомозиготном состоянии ген серой окраски вызывает гибель эмбрионов. Какое жизнеспособное потомство (по фенотипу и генотипу) и в каком соотношении можно ожидать от скрещивания дигетерозиготной овцы с гетерозиготным серым комолым самцом? Составьте схему решения хадачи. Объясните полученные результаты. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

3. У кукурузы рецессивный ген «укороченные междоузлия» (b) находится в одной хромосоме с рецессивным геном «зачаточная метелка» (v). При проведении анализирующего скрещивания дигетерозиготного растения, имеющего нормальные междоузлия и нормальную метелку, получено потомство: 48% с нормальными междоузлиями и нормальной метелкой, 48% с укороченными междоузлиями и зачаточной метелкой, 2% с нормальными междоузлиями и зачаточной метелкой, 2% с укороченными междоузлиями и нормальной метелкой. Определите генотипы родителей и потомства. Составьте схему решения задачи. Объясните полученные результаты. Какой закон наследственности проявляется в данном случае?

4. При скрещивании растения кукурузы с гладкими окрашенными семенами с растением, дающим морщинистые неокрашенные семена (гены сцеплены), потомство оказалось с гладкими окрашенными семенами. При анализирующем скрещивании гибридов из F1 получены растения с гладкими окрашенными семенами, с морщинистыми неокрашенными, с морщинистыми окрашенными, с гладкими неокрашенными. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства F1 и F2. Какие законы наследственности проявляются в данных скрещиваниях? Объясните появление четырех фенотипических групп особей в F2?

5. При скрещивании растения кукурузы с гладкими окрашенными семенами с растением, имеющим морщинистые неокрашенные семена (гены сцеплены), потомство оказалось с гладкими окрашенными семенами. При дальнейшем анализирующем скрещивании гибрида из F1 получены растения с семенами: 7115 с гладкими окрашенными, 7327 с морщинистыми неокрашенными, 218 с морщинистыми окрашенными, 289 с гладкими неокрашенными. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства F1, F2. Какой закон наследственности проявляется в F2? Объясните, на чем основан ваш ответ.

6. У человека катаракта (заболевание глаз) зависит от доминантного аутосомного гена, а ихтиоз (заболевание кожи) — от рецессивного гена, сцепленного с Х-хромосомой. Женщина со здоровыми глазами и с нормальной кожей, отец которой страдал ихтиозом, выходит замуж за мужчину, страдающего катарактой и со здоровой кожей, отец которого не имел этих заболеваний. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, возможные генотипы и фенотипы детей. Какие законы наследственности проявляются в данном случае?

7. При скрещивании белых кроликов с мохнатой шерстью и черных кроликов с гладкой шерстью получено потомство: 50% черных мохнатых и 50% черных гладких. При скрещивании другой пары белых кроликов с мохнатой шерстью и черных кроликов с гладкой шерстью 50% потомства оказалось черных мохнатых и 50% — белых мохнатых. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Объясните, какой закон проявляется в данном случае?

Читайте так же:  Клетки двухярусные для кроликов

8. При скрещивании растения арбуза с длинными полосатыми плодами с растением, имеющим круглые зеленые плоды, в потомстве получили растения с длинными зелеными и круглыми зелеными плодами. При скрещивании такого же арбуза с длинными полосатыми плодами с растением, имеющим круглые полосатые плоды, все потомство имело круглые полосатые плоды. Составьте схему каждого скрещивания. Определите генотипы родителей и потомства. Как называется такое скрещивание и для чего оно проводится?

9. Темноволосая голубоглазая женщина, дигомозиготная, вступила в брак с темноволосым голубоглазым мужчиной, гетерозиготным по первой аллели. Темный цвет волос и карие глаза — это доминантные признаки. Определите генотипы родителей и потомства, типы гамет и вероятные генотипы детей.

10. Темноволосая женщина с кудрявыми волосами, гетерозиготная по первому признаку вступила в брак с мужчиной, имеющим темные шладкие волосы, гетерозиготным по первой аллели. Темные и кудрявые волосы — это доминантные признаки. Определите генотипы родителей, типы гамет, которые они вырабатывают, вероятные генотипы и фенотипы потомства.

11. Темноволосая кареглазая женщина, гетерозиготная по первой аллели вступила в брак со светловолосым кареглазым мужчиной, гетерозиготным по второму признаку . Темные волосы и карие глаза — доминантные признаки, светлые волосы и голубые глаза — рецессивные признаки. Определите генотипы родителей и гаметы, которые они вырабатывают, вероятные генотипы и фенотипы потомства.

12. Скрестили красноглазую серую (А) дрозофилу, гетерозиготную по двум аллелям, с красноглазой черной (ХВ) дрозофилой, гетерозиготной по первой аллели. Определите генотипы родителей, гаметы, которые они вырабатывают, численное соотношение расщепления потомства по генотипу и фенотипу.

13. Черную мохнатую крольчиху, гетерозиготную по двум аллелям скрестили с белым мохнатым кроликом, гетерозиготным по второй аллели. Черный мохнатый мех — доминантные признаки, белый гладкий мех — рецессивные признаки. Определите генотипы родителей и гаметы, которые они вырабатывают, численное соотношение расщепление потомства по фенотипу.

14. У матери 3-я группа крови и положительные резус-фактор, а у отца — 4-я группа крови и резус-фактор отрицательные. Определите генотипы родителей, гаметы, которые они вырабатывают, и возможные генотипы детей.

15. От черной кошки родился один черепаховый и несколько черных котят. Указанные признаки сцеплены с полом, то есть гены окраски находятся только в половых Х-хромосомах. Ген черной окраски и ген рыжей окраски дает неполное доминирование, при сочетании этих двух генов получается черепаховая окраска. Определите генотип и фенотип отца, гаметы, которые вырабатывают родители, пол котят.

16. Гетерозиготную серую самку дрозофилы скрестили с серым самцом. Указанные признаки сцеплены с полом, то есть гены находятся только в половых Х-хромосомах. Серая окраска тела доминирует над желтой. Определите генотипы родителей, гаметы. которые они вырабатывают, и численное расщепление потомства по полу и окраске тела.

17. У томата гены, обусловливающие высокий рост растения (А) и круглую форму плода (В), сцеплены и локализованы в одной хромосоме, а гены, обусловливающие низкий рост и грушевидную форму, — в аутосоме. Скрестили гетерозиготное растение томата, имеющее высокий рост и круглую форму плода, с низким грушеплодным растением. Определите генотипы и фенотипы потомства родителей, гаметы, образующиеся в мейозе, если перекреста хромосом не было.

18. У дрозофилы доминантные гены нормального крыла и серой окраски тела сцеплены и локализованы в одной хромосоме, а рецессивные гены зачаточности крыла и черной окраски тела — в другой гомологичной хромосоме. Скрестили двух дигетерозиготных дрозофил, имеющих нормальные крылья и серую окраску тела. Определите генотип родителей и гаметы, образующиеся без перекреста хромосом, а также численное соотношение расщепления потомства по генотипу и фенотипу.

19. Каковы генотипы родителей и детей, если у светловолосой матери и темноволосого отца в браке родилось пять детей, все темноволосые? Какой закон наследственности проявляется?

20. Каковы генотипы родителей и потомства, если от скрещивания коровы с красной окраской шерсти с черным быком все потомство получено черное? Определите доминантный и рецессивный гены и характер доминирования.

21. Какие фенотипы и генотипы возможны у детей, если у матери первая группа крови и гомозиготный резус-положительный фактор, а у отца четвертая группа крови и резус-отрицательный фактор (рецессивный признак)? Определите вероятность рождения детей с каждым из указанных признаков.

22. В семье родился голубоглазый ребенок, похожий по этому признаку на отца. Мать у ребенка кареглазая, бабушка по материнской линии — голубоглазая, а дедушка — кареглазый. По отцовской линии бабушка и дедушка — кареглазые. Определите генотипы родителей и бабушки с дедушкой по отцовской линии. Какова вероятность рождения в этой семье кареглазого ребенка?

23. Женщина со светлыми волосами и прямым носом вступила в брак с мужчиной, имеющим темные волосы и римский нос, гетерозиготный по первому признаку и гомозиготный по второму. Темные волосы и римский нос — доминантные признаки. Каковы генотипы и гаметы родителей? Каковы вероятные генотипы и фенотипы детей?

24. От черепаховой кошки родилось несколько котят, один из которых оказался рыжей кошкой. У кошек гены окраски шерсти сцеплены с полом и находятся только в Х-хромосомах. Черепаховая окраска шерсти возможна при сочетании гена черной и рыжей окраски. Определите генотипы родителей и фенотип отца, а также генотипы потомства.

25. Гетерозиготную серую самку дрозофилы скрестили с серым самцом. Определите гаметы, вырабатываемые родителями, а также численное соотношение расщепления гибридов по фенотипу (по полу и окраске тела) и генотипу. Указанные признаки сцеплены с полом и находятся только в Х-хромосомах. Серая окраска тела — доминантный признак.

26. У кукурузы доминантные гены коричневой окраски и гладкой формы семян сцеплены и локализованы в одной хромосоме, а рецессивные гены белой окраски и морщинистой формы — в другой гомологичной хромосоме. Какое по генотипу и фенотипу потомство следует ожидать при скрещивании дигетерозиготного растения с белыми гладкими семенами с растением, имеющим белые морщинистые семена. Кроссинговер в мейозе не произошел. Определите гаметы, вырабатываемые родителями.

27. У кукурузы доминантные гены коричневой окраски и гладкой формы семян сцеплены и локализованы в одной хромосоме, а рецессивные гены белой окраски и морщинистой формы — в другой гомологичной хромосоме. Какое по генотипу и фенотипу потомство следует ожидать при скрещивании дигетерозиготного растения с белыми гладкими семенами с гомозиготным растением, имеющим темные гладкие семена. В мейозе происходит кроссинговер. Определите гаметы, вырабатываемые родителями, без кроссинговера и после кроссинговера.

28. При скрещивании мохнатой белой крольчихи с мохнатым черным кроликом в потомстве появился один гладкий белый крольчонок. Определите генотипы родителей. В каком численном соотношении можно ожидать расщепление потомства по генотипу и фенотипу?

29. Охотник купил собаку, которая имеет короткую шерсть. Ему важно знать, что она чистопородна. Какие действия помогут охотнику определить, что его собака не несет рецессивных генов — длинной шерсти? Составьте схему решения задачи и определите соотношение генотипов потомства, полученного от скрещивания чистопородной собаки с гетерозиготной.

30. Мужчина страдает гемофилией. Родители его жены здоровы по этому признаку. Ген гемофилии (h) находится в половой Х-хромосоме. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы супружеской пары, возможного потомства, вероятность рождения дочерей-носительниц этого заболевания.

31. Гипертрихоз передается у человека с У-хромосомой, а полидактилия (многопалость) — аутосомный доминантный признак. В семье, где отец имел гипертрихоз, а мать — полидактилию, родилась нормальная дочь. Составьте схему решения задачи и определите генотип рожденной дочери и вероятность того, что следующий ребенок будет с двумя аномальными признаками.

32. Скрестили дигетерозиготные растения томатов с округлыми плодами (А) и с опушенными листьями (В) с растениями, имеющими овальные плоды и неопушенный эпидермис листа. Гены, отвечающие за строение эпидермиса листа и форму плодов, наследуются сцепленно. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства, вероятность появления в потомстве растений с рецессивными признаками.

33. При скрещивании томата с пурпурным стеблем (А) и красными плодами (В) и томата с зеленым стеблем и красными плодами получили 750 растений с пурпурным стеблем и красными плодами и 250 растений с пурпурным стеблем и желтыми плодами. Доминантные гены пурпурной окраски стебля и красного цвета плодов наследуются независимо. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства в первом поколении и соотношение генотипов и фенотипов у потомства.

34. Растение дурман с пурпурными цветками (А) и гладкими коробочками (в) скрестили с растением, имеющим пурпурные цветки и колючие коробочки. В потомстве получены следующие фенотипы: с пурпурными цветками и колючими коробочками, с пурпурными цветками и гладкими коробочками, с белыми цветками и колючими коробочками, с белыми цветками и гладкими коробочками. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства и возможное соотношение фенотипов. Установите характер наследования признаков.

35. Скрестили два растения львиного зева с красными и белыми цветками. Их потомство оказалось с розовыми цветками. Определите генотипы родителей, гибридов первого поколения и тип наследования признаков.

36. Скрещивается коричневая (а) длинношерстная (в) самка с гомозиготным черным (А) короткошерстным (В) самцом (гены не сцеплены). Составьте схему решения задачи и определите генотипы и соотношение по фенотипу потомков их первого поколения. Каково соотношение генотипов и фенотипов второго поколения от скрещивания дигетерозигот. Какие генетические закономерности проявляются в этом скрещивании?

37. У свиней черная окраска щетины (А) доминирует над рыжей, длинная щетина (В) — над короткой (гены не сцеплены). Скрестили черного с длинной щетиной дигетерозиготного самца с гомозиготной черной с короткой щетиной самкой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, потомства, фенотипы потомства и их соотношение.

38. Отсутствие малых коренных зубов у человека наследуется как доминантный аутосомный признак. Определите генотипы и фенотипы родителей и потомства, если один из супругов имеет малые коренные зубы, а другой гетерозиготен по этому гену. Составьте схему решения задачи и определите вероятность рождения детей, у которых отсутствуют малые коренные зубы.