При скрещивании шиншилловых кроликов серая масть

Информация о документе
Дата добавления:
Размер:
Доступные форматы для скачивания:

№ 1 .Мужчина с I группой крови, больной гемофилией, женился на здоровой женщине (все её предки здоровы) со II группой крови. У них родилась здоровая дочь с I группой крови. Определите: генотипы родителей, генотип дочери и вероятность рождения больного гемофилией сына с IV группой крови от брака этой дочери со здоровым мужчиной с IV группой крови.

генотипы родителей: отец (болен гемофилией, с I группой крови) —
I°I°X h Y, мать (здорова, со II группой крови) — 1 А 1°Х Н Х Н ;

3)вероятность рождения больного сына с IV группой крови (J A I B X h Y)-0%.

генотип самки, появившейся от скрещивания: красноглазая с чёрным телом (aaX w X w );

генотипы детей первого поколения: девочка-носитель X D X d и
больной мальчик X d Y;

фенотипы и генотипы возможных потомков: девочки — с тёмными зубами (Х А Х а ), с белыми зубами (Х а Х а ); мальчики— пе­репончатопалый с тёмными зубами (X A Y B ), перепончатопалый с белыми зубами (X a Y B );

вероятность рождения перепончатопалой девочки с белыми зубами — 0%, так как ген перепончатопалости локализован в Y-хромосоме, а в генотипе женщины Y-хромосома отсутствует.

№ 5. Единственный ребёнок кареглазых родителей с нормальной свёртываемостью крови родился больным гемофилией и с голубыми глазами (карий цвет глаз — доминантный аутосомный признак, а гемофилия — рецессивный, сцепленный с Х-хромосомой признак). Определите генотипы родителей, генотип ребёнка и его пол.

I) генотипы родителей: кареглазая с нормальной свёртываемо­стью крови (AaX H X h ), кареглазый с нормальной свёртывае­мостью крови (AaX H Y);

3) пол ребёнка: мальчик.

№ 6. Единственный ребенок близоруких кареглазых родителей имеет голубые глаза и нормальное зрение (карий цвет глаз и близорукость — доминантные, аутосомные признаки). Определите: генотипы родителей, генотип ребенка и фенотипы возможных потомков

генотипы родителей: мать и отец — АаВb, АаВb (кареглазые и близорукие);

генотип ребенка — aabb (голубоглазый с нормальным зрением);

фенотипы возможных потомков: кареглазые близорукие (А_В_), кареглазые с нормальным зрением (A_bb), голубоглазые близорукие (ааВ_), голубоглазые с нормальным зрением (aabb).

№ 7. . При скрещивании шиншилловых кроликов (сплошная серая масть) в потомстве наблюдается расщепление 3 : 1 (3 шиншилловых : 1 белый). Определите генотипы родителей и потомков, а также тип взаимодействия генов.

1) генотипы родителей: родители гетерозиготны, так как в потом­стве произошло расщепление — a ch a;

№ 8. При скрещивании дигетерозиготных растений душистого горошка с пурпурными цветками наблюдается расщепление по фенотипу в соотношении 9 : 7 (9 пурпурных : 7 белых). Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомков и тип взаимодействия генов.

генотипы родителей: АаВЬ;

1) генотипы родителей: мать (черепаховая) — Х А Х В (гаметы: Х А , Х в ), отец (рыжий) — X B Y (гаметы: Х B , Y);

2) генотипы потомства: кошки: Х А Х В (черепаховая), Х В Х В (рыжая); коты : X A Y (чёрный), X B Y (рыжий);

№ 10. У человека карий цвет глаз (А) доминирует над голубым, нормальная пигментация кожи (В) — над альбинизмом. Гены обоих признаков находятся в различных хромосомах. Кареглазый мужчина-альбинос, мать которого была голубоглазой, женился на голубоглазой женщине-альбиносе. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомков.

2) генотипы потомков: Aabb, aabb;

3) фенотипы потомков: 50% — кареглазые альбиносы, 50% — голубоглазые альбиносы.

№ 11. Женщина выходит замуж за больного гемофилией. Какими будут дети, если: 1) женщина здорова и не несёт ген гемофилии; 2) женщина здорова, но несёт ген гемофилии; 3) женщина больна гемофилией?

I) все дети будут здоровы;

№ 13. В родильном доме перепутали двух детей. Родители одного из них имеют I и IV группы крови, родители другого — II и III. Исследование показало, что дети имеют II и IV группы крови. Определите, кто чей ребёнок.

1) у родителей с группами крови I и IV могут быть дети с группами крови II и III;

2) у родителей с группами крови II и III могут быть дети с группами крови I, II, III и IV; 3) ребёнок со 11-й группой крови принадлежит первой паре родителей, а ребёнок с IV-й группой крови — второй паре.

исходя из формулы р 2 + 2pq + q 2 = 1,
частота генотипа АА р 3 = 0,7 2 = 0,49;

частота генотипа Аа 2pq = 2 х 0,7 х 0,3 = 0,42;

№ 15. По родословной, представленной на рисунке, установите характер наследования признака, обозначенного чёрным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом). Определите генотипы детей в первом и во втором поколениях.

1)признак рецессивный, не сцеплен с полом;

3)генотипы детей 2-го поколения: дочь аа.

2) генотипы потомства: АаВb (пурпурные цветки и колючие коробочкн), Aabb (пурпурные цветки и гладкие коробочки);

№ 17. У дрозофилы гены серой окраски тела (А) и нормальной длины крыльев (В) сцеплены друг с другом и находятся в одной хромосоме, рецессивные гены чёрной окраски и зачаточных крыльев также сцеплены. При скрещивании дрозофилы с серым телом и нормальными крыльями с самцом, имеющим чёрное тело и зачаточные крылья, было получено потомство: 83% дрозофил имели родительские признаки и 17% были с перекомбинированными признаками. Определите генотипы родительских форм, генотипы и фенотипы потомков. Объясните полученные результаты.

2) генотипы потомства: АаВb (серое тело и нормальные крылья), aabb (чёрное тело и зачаточные крылья) — 83%; Aabb (серое тело и зачаточные крылья), ааВb (чёрное тело и нормальные крылья) — 17%;

№ 19. У дрозофилы рецессивный ген жёлтой окраски тела локализован в Х-хромосоме. Из потомства от скрещивания самца с серым телом и самки с желтым телом взяли самку, которую скрестили с самцом с серой окраской тела. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы возможного потомства, пол и вероятность появления потомков — носителей гена жёлтой окраски тела.

№ 20. Гемофилия (несвёртывание крови) наследуется как рецессивный признак (h), сцепленный с Х-хромосомой. Родители здоровы, но отец матери был болей гемофилией. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, ожидаемого потомства, пол и вероятность появления потомков, у которых будет отсутствовать ген, вызывающий развитие гемофилии.

  • 10 — 11 классы
  • Биология
  • 8 баллов
  • Попроси больше объяснений
  • Следить
  • Отметить нарушение
  • Ryfnbm 27.02.2013

    Ответ

    А- 1 масть; а- 2масть; Аа- шиншилловая окраска;

    Если расщепление и по фенотипу 1:2:1, то это пример взаимодействия аллельных генов, либо неполного доминирования, либо промежуточного наследования.

    Как написать хороший ответ?

    Этого делать не стоит:

    • Копировать ответы со сторонних ресурсов. Хорошо ценятся уникальные и личные объяснения;
    • Писать в ВЕРХНЕМ РЕГИСТРЕ.

    Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи — смело задавайте вопросы!

    Вопрос по биологии:

    при скрещивании шиншиловых кроликов(сплошная серая масть) в потомстве наблюдается расщепление 1:2:1.Определите генотипы родителей и потомков,а также тип взаимодействия генов

    Ответы и объяснения 1

    Расщепление по генотипу 1:2:1

    Знаете ответ? Поделитесь им!

    Чтобы добавить хороший ответ необходимо:

  • Писать без грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.
  • Отвечать не по сути: «Подумай сам(а)», «Легкотня», «Не знаю» и так далее;
  • Использовать мат — это неуважительно по отношению к пользователям;
  • Есть сомнения?

    Не нашли подходящего ответа на вопрос или ответ отсутствует? Воспользуйтесь поиском по сайту, чтобы найти все ответы на похожие вопросы в разделе Биология.

    Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
    1 2 3 4 5 6 7 8

    А) рост клетки Б) синтез АТФ для митоза В) синтез АТФ для редупликации ДНК Г) синтез белков микротрубочек Д) редупликация ДНК Е) удвоение центриолей

    9. Установите последовательность процессов митоза.

    A) деспирализация хромосом Б) образование веретена деления B) расхождение дочерних хроматид к противоположным полю­ сам клетки Г) спирализация хромосом Д) упорядоченное расположение хромосом, состоящих из 2- хроматид, на экваторе клетки Е) формирование 2-х дочерних клеток

    10. Установите последовательность процессов первого деления мейоза.

    A) конъюгация хромосом Б) кроссинговер B) расположение пар (бивалентов) гомологичных хромосом на экваторе клетки Г) расхождение гомологичных хромосом, состоящих из 2-х хро­ матид, к противоположным полюсам клетки Д) спирализация хромосом с образованием бивалентов

    Е) формирование ядер, деление цитоплазмы — образование 2-х дочерних клеток

    11. Часть С — повышенный уровень

    1. Для чего применяют анализирующее скрещивание?

    2. В каких структурах клетки находятся гены, отвечающие за признаки, сцепленные с полом?

    3. Сцепление генов иногда может нарушаться. Объясните, за счет, каких процессов это может происходить.

    4. При исследовании у ребёнка обнаружена трисомия по 21-й паре хромосом (болезнь Дауна). Объясните, какой метод ис­пользовался для установления причины заболевания и с ка­ ким видом мутации связано это заболевание.

    5. При исследовании у ребёнка обнаружен аутосомно-рецессив ный ген альбинизма в длинном плече 11-й хромосомы. Объяс­ ните, какой метод исследования использовался и с каким видом мутации связано это заболевание.

    12. Часть С — повышенный уровень

    Применение знаний в изменённой ситуации

    1. Гены находятся в хромосомах; каждая хромосома пред­ставляет собой группу сцепления; число групп сцепления у каждого вида одинаково. 2. Гены относительно стабильны, располагаются хаотично в хромосомах. 3. Гены могут мути­ровать. 4. Между гомологичными хромосомами может про­ исходить кроссинговер. 5. Расстояние между генами в хро­ мосоме обратно пропорционально проценту кроссинговера между ними.

    2. 1. Основным методом генетики является биохимический. 2. Для изучения материальных структур наследственности (микроскопическое изучение структуры и числа хромосом) используют гибридологический метод. 3. Онтогенетический метод позволяет изучать проявление гена в процессе индиви­ дуального развития организма. 4. Изучение генетического состава популяций, выяснение распространения отдельных генов в популяциях, вычисление частоты аллелей и геноти­ пов осуществляется с помощью популяционного метода. 5. Генеалогический метод даёт возможность изучать природу морфологических, физиологических, поведенческих призна­ ков, выявлять роль среды и наследственности в формирова­ нии признаков.

    3. 1. При полимерии несколько неаллельных доминантных ге­ нов отвечают за развитие одного и того же признака. 2. При­ сутствие всех доминантных генов в генотипе даёт развитие доминантного признака, а развитие рецессивного происхо­дит только в присутствии всех рецессивных генов. 3. Ин­ тенсивность проявления признака зависит от количества до­ минантных генов в генотипе. 4. По принципу полимерии наследуются только качественные признаки, а также мор­фологические, физиологические и патологические особен­ ности человека. 5. Полимерия может быть кумулятивной (на­ копительной) и некумулятивной. 6. Наследование окраски кожи человека происходит по принципу некумулятивной полимерии, а наследование формы стручков у пастушьей сумки — по принципу кумулятивной полимерии.

    4. Схема какого скрещивания изображена на рисунке? В каких случаях и с какой целью используют данное скрещивание?

    5. Какой тип определения пола изображён на рисунке? Какие ещё существуют типы определения пола у организмов? При­ ведите примеры.

    13. Часть С — высокий уровень

    (дайте полный развёрнутый ответ)

    1. Хромосомный набор соматических клеток шпината равен 12. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в одной из клеток семязачатка перед началом мейоза, в ана­фазе мейоза I и анафазе мейоза II . Объясните, какие про­ цессы происходят в эти периоды и как они влияют на изме­ нение числа ДНК и хромосом.

    2. Каково биологическое значение митоза?

    3. Каково биологическое значение мейоза?

    4. Хромосомный набор соматических клеток зелёной лягуш­ ки равен 26. Определите хромосомный набор и число моле­ кул ДНК в одной из половых клеток в профазе мейоза I , в метафазе мейоза I и анафазе мейоза II . Объясните, какие процессы происходят в эти периоды и как они влияют на изменение числа ДНК и хромосом.

    5. Хромосомный набор соматических клеток речного рака ра­ вен 116. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в одной из клеток в профазе митоза, в метафазе митоза и телофазе митоза. Объясните, какие процессы происходят в эти периоды и как они влияют на изменение числа ДНК и хромосом.

    14. Часть С — повышенный уровень

    1. У кукурузы гены коричневой окраски (А) и гладкой фор­ мы (В) семян сцеплены друг с другом и находятся в одной хромосоме, а рецессивные гены белой окраски и морщини­ стой формы семян также сцеплены. При скрещивании двух растений с коричневыми гладкими семенами и белыми мор­щинистыми семенами было получено 400 растений с корич­ невыми гладкими семенами и 398 растений с белыми мор­ щинистыми семенами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских форм и потомства. Обо­ снуйте результаты скрещивания.

    2. Отсутствие потовых желез у человека наследуется как рецес­ сивный признак (с), сцепленный с Х-хромосомой. В семье родители здоровы, но мать жены имела этот дефект. Составь­ те схему решения задачи. Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы возможного потомства, пол и вероят­ность рождения здоровых детей в этой семье.

    3. Известно, что при дигибридном анализирующем скрещи­вании у потомков происходит расщепление по фенотипу в соотношении 1:1:1:1. Объясните, почему же в опытах, которые проводил Т. Морган, при скрещивании самки дро­ зофилы, имеющей серое тело и нормальные крылья (дигете- розиготная), с самцом, у которого чёрное тело и зачаточные крылья (рецессивные признаки), произошло расщепление по фенотипу в следующем соотношении: 41,5% дрозофил с серым телом и нормальными крыльями, 41,5% мух имели чёрное тело и зачаточные крылья, 8,5% — с серым телом зачаточными крыльями и 8,5% — с чёрным телом и нормаль­ ными крыльями. Составьте схему решения задачи. Опреде­лите генотипы родительских форм и потомства. Обоснуйте результаты скрещивания.

    4. У человека ген дальнозоркости (А) доминантен по отноше­ нию к гену нормального зрения, а ген дальтонизма рецессив­ ный ( d ) и сцеплен с Х-хромосомой. Дальнозоркая женщина, не страдающая дальтонизмом, отец которой был дальтони­ ком, но хорошо видел вблизи, выходит замуж за мужчину с нормальным зрением и не страдающим цветовой слепотой. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы ро­ дителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье дальнозорких детей-дальтоников и их пол.

    5. У человека ген курчавых волос (А) не полностью доминиру­ ет над геном прямых волос, а оттопыренные уши (Ь) являют­ ся рецессивным признаком. Обе пары генов находятся в разных хромосомах. В семье, где родители имели нормаль­ ные уши и один — курчавые волосы, а другой — прямые, родился ребёнок с оттопыренными ушами и волнистыми во­ лосами. Их второй ребёнок имел нормальные уши. Составь­те схему решения задачи. Определите генотипы родителей, их родившихся детей и вероятность дальнейшего появления детей с оттопыренными ушами и волнистыми волосами.

    6. Родители имеют II (гетерозигота) и IV группы крови. Опре­ делите генотипы родителей по группе крови. Укажите воз­ можные генотипы и фенотипы детей по группе крови. Со ставьте схему решения задачи. Определите вероятность наследования у детей I группы крови.

    7. У человека наследование серповидноклеточной анемии не сцеплено с полом (А — нормальный гемоглобин, а — серпо-видноклеточная анемия), а гипертрихоза (волосатые уши) — сцеплено с Y -хромосомой. Определите генотипы родителей, а также возможные генотипы, пол и фенотипы детей от бра ка дигомозиготной нормальной по обеим аллелям женщины и мужчины с серповидноклеточной анемией и гипертрихо­ зом. Составьте схему решения задачи.

    8. У человека гемералопия (куриная слепота) наследуется как рецессивный признак (а), сцепленный с Х-хромосомой. Ро­ дители здоровы, но отец матери был болен. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родительских форм, генотипы и фенотипы детей. Какова вероятность рождения здоровых детей в этой семье?

    9. У человека ген длинных ресниц доминирует над геном ко­ ротких, а широкие пушистые брови — над нормальными. Женщина с длинными ресницами и широкими пушистыми бровями, у отца которой были короткие ресницы и нормаль­ные брови, вышла замуж за мужчину с доминантными при­знаками, гомозиготного по обеим аллелям. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей, феноти­ пы и генотипы возможного потомства.

    10. От родителей, имевших по фенотипу нормальное цветовое зрение, родилось несколько детей с нормальным зрением и один мальчик-дальтоник. Чем это объяснить? Каковы ге­ нотипы родителей и детей? Составьте схему решения зада­ чи. Обоснуйте результаты.

    11. При скрещивании шиншилловых кроликов (серая масть) в потомстве наблюдается расщепление

    3 : 1 (3 шиншиллы и 1 белый). Определите генотипы родителей и потомства, тип взаимодействия генов. Составьте схему решения задачи. Обоснуйте результаты скрещивания.

    12. При скрещивании двух серых мышей получено 86 серых, 54 чёрных и 9 белых мышей. Укажите генотипы родителей и потомков, определите тип взаимодействия генов. Составьте схему решения задачи. Обоснуйте результаты скрещивания.

    13. При скрещивании одного из сортов белоцветкового душис­ того горошка с другим сортом белоцветкового душистого горошка оказывается, что все гибриды растения F 1 — крас- ноцветковые. Определите генотипы родительских форм и потомства. Укажите тип взаимодействия генов. Составьте схему решения задачи. Обоснуйте результаты скрещивания.

    14. У кошек и котов ген чёрной окраски шерсти (А) и рыжей ок­ раски (В) локализованы в Х-хромосоме и при сочетании дают неполное доминирование — черепаховую окраску (АВ). От чёрной кошки родились черепаховый и два чёрных котенка. Определите генотип кошки, фенотип и генотип кота, а так­ же пол черепахового и чёрных котят. Составьте схему реше­ ния задачи. Обоснуйте результаты скрещивания.

    15. От черепаховой кошки родилось несколько котят, один из которых оказался рыжей кошкой. Каковы генотипы роди­ телей и котёнка? Определите тип взаимодействия генов. Составьте схему решения задачи. Обоснуйте результаты скрещивания.

    16. От черепаховой кошки и чёрного кота родились два чёрных котёнка. Составьте схему решения задачи. Определите ге­ нотипы родителей и потомства, а также пол чёрных котят.

    17. У человека карий цвет глаз доминирует над голубым, а спо­собность владеть правой рукой — над способностью владеть левой рукой. Гены обоих признаков находятся в различных хромосомах. Кареглазый правша, мать которого была голу­ боглазой правшой, а отец — кареглазым правшой, женился на голубоглазой левше. Определите генотипы родителей, ге­ нотипы и фенотипы потомков. Составьте схему решения за­ дачи. Ответ поясните.

    18. У львиного зева красная окраска цветка не полностью до­ минирует над белой. Нормальная форма цветка полностью доминирует над пилорической. Какое потомство получится от скрещивания двух дигетерозиготных растений? Опреде лите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомков. Составьте схему решения задачи. Обоснуйте результаты скрещивания.

    19. Может ли от брака голубоглазой (рецессивный признак) жен­щины с I группой крови и кареглазого мужчины с IV группой крови, мать которого имела голубые глаза, родиться ребёнок с голубыми глазами и I группой крови? Ответ поясните. Оп­ ределите генотипы родителей и детей. Составьте схему реше­ ния задачи.

    20. У человека нормальный обмен углеводов определяется до­минантным геном, а рецессивный аллель несёт ответствен­ность за развитие сахарного диабета. Дочь здоровых роди­телей больна сахарным диабетом. Определите, может ли в этой семье родиться здоровый ребёнок и какова вероятность этого события. Составьте схему решения задачи. Обоснуйте результаты.

    21. У дурмана пурпурная окраска цветков (А) доминирует над белой (а), колючие семенные коробочки (В) — над гладки­ ми ( b ). От скрещивания дурмана с пурпурными цветками и гладкими коробочками с растением, имеющим белые цвет­ки и колючие коробочки, получено 394 растения с пурпур­ ными цветками и колючими коробочками и 402 — с пурпур­ ными цветками и гладкими коробочками. Каковы генотипы родителей и потомков? Каков характер наследования при­ знаков?

    22. В популяции озёрной лягушки появилось потомство — 420 лягушат с тёмными пятнами (доминантный признак) и 80 лягушат со светлыми пятнами. Определите частоту встре­ чаемости рецессивного гена и число гетерозигот среди лягу­ шат с тёмными пятнами.

    23. На основании родословной установите характер наследо­ вания признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), генотипы детей в первом и во вто­ ром поколениях.

    Составьте схему решения задачи. Ответ поясните.

    24. Женщина-дальтоник вышла замуж за мужчину с волосаты­ми ушами и нестрадающего дальтонизмом. Какие дети мо­ гут родиться в этой семье, если рецессивный ген дальтониз­ ма локализован в Х-хромосоме, а ген волосатых ушей в Y -хромосоме? Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомства. Составьте схему решения задачи.

    25. Единственный ребёнок близоруких кареглазых родителей имеет голубые глаза и нормальное зрение (карий цвет глаз и одна из форм близорукости — доминантные, аутосомные признаки). Определите генотипы родителей, генотип ребен­ ка и фенотипы возможных потомков. Составьте схему ре­ шения задачи. Обоснуйте результаты скрещивания.

    26. У женщины, носительницы гена дальтонизма, родился сын от здорового отца. Определите генотипы родителей и сына. Какова вероятность, что сын унаследует дальтонизм? Со­ ставьте схему решения задачи. Обоснуйте результаты.

    27. Женщина с оттопырен­ными ушами вышла за­муж за мужчину с

    нор­мальными ушами. От этого брака родились две дочери, у

    одной из которых были оттопы­ренные уши. Младшая дочь с

    нормальными ушами вышла замуж за человека с такими же

    ушами. У них было два сына, один из которых имел

    оттопы­ ренные уши. Определите характер наследования признака

    (доминантный или рецессивный, сцепленный или не сцеп­ ленный с полом),

    генотипы родителей и детей первого и вто­ рого поколений. Составьте схему решения задачи.

    При скрещивании шиншилловых кроликов (серия мать) в потомстве наблюдается расщепление 3:1 ( 3 шиншилловых и 1 белый) и потомства тип взаимодействия генов. Составьте решения задачи. Обоснуйте результаты скрещивания.

    Мать Aа шиншиловая х Отец Аа Шиншилловый

    по фенотипу 3:1. 2 закон менделя.

  • Отвечать достоверно на те вопросы, на которые знаете правильный ответ;
  • Писать подробно, чтобы ответ был исчерпывающий и не побуждал на дополнительные вопросы к нему;
  • Использовать мат – это неуважительно по отношению к пользователям;
  • Трудности с домашними заданиями? Не стесняйтесь попросить о помощи – смело задавайте вопросы!

    Биология — наука о живых существах и их взаимодействии со средой.

    Главная > Документ

    Информация о документе
    Дата добавления:
    Размер:
    Доступные форматы для скачивания:

    Решения задач по генетике № 2

    генотипы родителей: отец (болен гемофилией, с I группой крови) —
    I°I°X h Y, мать (здорова, со II группой крови) – 1 А 1°Х Н Х Н ;

    генотип дочери: I°I°X H X h (здорова, с I группой крови);

    № 2. У дрозофилы серая окраска тела (А) доминирует над чёрной (а). Признак окраски тела наследуется по аутосомному типу, а доминантный ген красной окраски глаз (W) и рецессивный ген белой окраски глаз (w) локализованы в Х-хромосоме. Белоглазая самка с серым телом скрещивалась с красноглазым самцом с чёрным телом, в потомстве появилась самка с признаками самца. Определите генотипы родителей, генотип появившейся самки, а также фенотипы и генотипы других потомков от этого скрещивания.

    генотипы родителей: мать белоглазая с серым телом (AaX w X w );
    Отец красноглазый с чёрным телом (aaX w Y);

    фенотипы и генотипы других потомков: красноглазая с серым телом (AaX w X w ); О: белоглазый с серым телом (AaX w Y),
    белоглазый с чёрным телом (aaX w Y).

    № 3. На основании родословной установите характер наследования признака (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), генотипы детей в первом и во втором поколениях.

    признак рецессивный, сцеплен с полом;

    генотипы детей второго поколения: девочки — X D X d (носитель),
    X d X d (больна), мальчики — X D Y (здоров), X d Y (болен).

    № 4. Женщина с тёмными зубами (её отец имеет белые зубы) вышла замуж за перепончатопалого мужчину с белыми зубами. Потемнение зубов — доминантный признак, сцепленный с Х-хромосомой, а перепончатопалость передаётся через Y-xpoмосому (В). Определите: генотипы родителей, фенотипы и генотипы возможных потомков; вероятность рождения перепончатопалой девочки с белыми зубами.

    генотипы родителей:отец перепончатопалый с белыми зубами (X a Y B ), мать с тёмными зубами (Х А Х а );

    2) генотип ребёнка: aaX h Y (голубоглазый, болен гемофилией);

    2) генотипы потомства: 3 шиншилловых кролика (1 a ch a ch , 2 a ch a) и I белый (аа);

    3) тип взаимодействия генов — множественный аллелизм.

    генотипы и фенотипы потомков: 9 пурпурные (А В ): 7 белые

    (3 A_bb; 3aaB_; I aabb);

    тип взаимодействия генов — комплементарное действие генов.

    № 9. От черепаховой кошки родилось несколько котят, один из которых оказался чёрным котом. Каковы генотипы родителей и потомства? Определите тип взаимодействия генов.

    1) генотипы родителей: мать (черепаховая) — Х А Х В (гаметы: Х А , Х в ), отец (рыжий) – X B Y (гаметы: Х B , Y);

    3) тип взаимодействия генов — сцепленное с полом наследова­ние признаков (сцепленное с Х-хромосомой).

    1) генотипы родителей: кареглазый альбинос — Aabb (гаметы: Ab, ab), голубоглазая альбинос — aabb (гаметы: ab);

    2) 50% дочерей и 50% сыновей будут больны;

    3) все дети будут больны.

    № 12. У человека карий цвет глаз доминирует над голубым, а способность лучше владеть правой рукой — над леворукостью, причем гены обоих признаков находятся в различных хромосомах. Оба родителя кареглазые правши, гетерозиготные по обоим признакам. Какова вероятность рождения: 1) кареглазого(-ой) правши; 2) кареглазого(-ой) левши; 3) голубоглазого(-ой) левши?

    1) 9/16; 2) 3/16; 3) 1/16.

    № 14. Изначально популяция состояла из 70% особей с генотипом АА и 30% — с генотипом аа. Определите в процентах частоты генотипов АА, Аа и аа после установления в популяции равновесия.

    частота генотипа аа q 2 = 0,3 2 =0,09.

    Элементы ответа:

    2)генотипы детей 1 -го поколения: дочь Аа, сын Аа;

    № 16. У дурмана пурпурная окраска цветков (А) доминирует над белой (а), колючие семенные коробочки (В) над гладкими (b). От скрещивания дурмана с пурпурными цветками и гладкими коробочками с растением, имеющим белые цветки и колючие коробочки, получено 320 растений с пурпурными цветками и колючими коробочками и 423 — с пурпурными цветками и гладкими коробочками. Каковы генотипы родителей и потомков? Каков характер наследования признаков?

    I) генотипы родителей: ААbb (пурпурные цветки и гладкие коробочкн), ааВb (белые цветки и колючие коробочки);

    3) характер наследования признаков — независимое наследование.

    1) генотипы родителей: самка — АаВb (серое тело и нормальные крылья), самец — aabb (чёрное тело и зачаточные крылья);

    3) гены сцеплены, но в результате кроссинговера происходит нарушение сцепления и у 17% потомства появляются перекомбинированные признаки.

    № 18. У человека ген нормальной пигментации кожи (А) доминирует над альбинизмом (отсутствие пигментации), а ген отсутствия потовых желез рецессивный (b) и сцеплен с Х-хромосомой. Женщина с нормальной пигментацией кожи и нормальным развитием потовых желез, отец которой был альбиносом и без потовых желез, выходит замуж за альбиноса с нормально развитыми потовыми железами. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и возможного потомства, вероятность рождения в этой семье детей с отсутствием потовых желез и с нормальной пигментацией кожи и их пол.

    № 21. В семье, где родители имеют нормальное зрение, сын — с атрофией зрительного нерва. Гены нормального зрения (А) и атрофии зрительного нерва (а) локализованы в Х-хромосоме. Определите генотипы родителей, сына — с дефектом зрения, пол и вероятность рождения детей, носителей гена атрофии зрительного нерва. Составьте схему решения задачи.

    (задачи из Кириленко А.А., Колесников С.И. «Биология. Подготовка к ЕГЭ 2010», учебно-методическое пособие, изд-во «Легион», Ростов-на-Дону, 2009г).

    Задача 1. Мужчина с I группой крови, больной гемофилией, женился на здоровой женщине (все её предки здоровы) со II группой крови. У них родилась здоровая дочь с I группой крови. Определите: генотипы родителей, генотип дочери и вероятность рождения больного гемофилией сына с IV группой крови от брака этой дочери со здоровым мужчиной с IV группой крови.

    Решение задачи: данная задача на дигибридное скрещивание, т.к. рассмотрены наследование двух несцепленных друг с другом признаков. Первый признак – наследование гемофилии (необходимо учитывать, что ген гемофилии сцеплен с X хромосомой); второй признак – группа крови (сцеплен с J хромосомой).

    Р + J J Х Х х > J J Х У

    II группа крови, здорова I группа крови, больной гемофилией

    Так как у данной супружеской пары родилась здоровая дочь с I группой крови, следовательно мать является гетерозиготной.

    Г J Х , J Х J X , J У

    F1 + J J Х Х > J J Х У

    I группа крови, здорова I группа крови, здоров

    + J J Х Х х > J J Х У

    о Н о h А H A В H B

    Г J Х , J Х J X , J У , J Х , J У

    F2 + J J Х Х > J J Х У

    II группа крови, здорова II группа крови, здоров

    III группа крови, здорова III группа крови, здоров

    II группа крови, здорова II группа крови, больной гемофилией

    + J J Х Х > J J Х У

    III группа крови, здорова III группа крови, больной гемофилией

    Ответ: генотип родителей – + J J Х Х и > J J Х У

    генотип дочери – + J J Х Х

    I группа крови, здорова

    вероятность рождения сына больного гемофилией с IV гр.крови > J J Х У – 0%.

    Задача 2.У дрозофилы серая окраска тела (А) доминирует над черной (а). признак окраски тела наследуется по аутосомному типу, а доминантный ген красной окраски глаз (W) и рецессивный ген белой окраски глаз (w) локализованы в Х-хромосоме. Белоглазая самка с серым телом скрещивалась с красноглазым самцом с черным телом, в потомстве появилась самка с признаками самца. Определите генотипы родителей, генотип появившейся самки, а также фенотипы и генотипы других потомков от этого скрещивания.

    Решение задачи: задача на дигибридное скрещивание, т.к. рассмотрены наследование двух несцепленных друг с другом признаков. Первый признак – окраски тела дрозофилы наследуется по аутосомному типу, второй признак – окраска глаз локализована в Х-хромосоме.

    А – серая окраска тела

    а – черная окраска тела

    X – красноглазая особь

    X – белоглазая особь

    Р + А * Х Х х > а а Х У

    Г A Х , * Х a X , a У

    красноглазая с черным телом белоглазый с серым телом

    красноглазая с серым телом белоглазая с * телом

    Так как в потомстве появилась красноглазая самка с черным телом, следовательно самка мать будет гетерозиготна по первому признаку.

    Р + А а Х Х х > а а Х У

    белоглазая с серым телом красноглазый с черным телом

    Г A Х , а Х a X , a У

    F1 + aa Х Х > Aa Х У

    красноглазая с серым телом белоглазый с черным телом

    Ответ: генотипы родителей – + А а Х Х и > а а Х У

    генотип появившейся самки – + aa Х Х

    красноглазая с черным телом

    генотипы и фенотипы остальных потомков данного скрещивания –

    > Aa Х У + Aa Х Х > аa Х У

    белоглазый с серым телом красноглазая с серым телом белоглазый с черным телом

    Задача 3.На основании родословной установите характер наследования признака, выделенного черным цветом (доминантный или рецессивный, сцеплен или не сцеплен с полом), генотипы детей в первом и во втором поколениях.

    Условные обозначения

    Ответ:1) признак рецессивный;

    2) генотипы родителей: мать – аа, отец – АА или Аа;

    3) генотипы детей: сын и дочь гетерозиготы – Аа (допускается иная генетическая символика, не искажающая смысла решения задачи).

    Задача 4.Женщина с темными зубами (ее отец имеет белые зубы) вышла замуж за перепончатопалого мужчину с белыми зубами. Потемнение зубов – доминантный признак, сцепленный с Х-хромосомой, а перепончатопалость передается через У-хромосому (В). определите: генотипы родителей, фенотипы и генотипы возможных потомков; вероятность рождения перепончатопалой девочки с белыми зубами.

    Решение задачи: задача на дигибридное скрещивание, первый признак – потемнение зубов сцеплен с Х-хромосомой, а второй признак – перепончатопалость сцеплен с У-хромосомой.

    Х – потемнение зубов

    А а А В а а а В

    F1 + Х Х > Х У + Х Х > Х У

    потемнение зубов потемнение зубов белые зубы белые зубы

    Ответ:генотипы родителей – + Х Х и > Х У

    Генотипы и фенотипы потомков: + Х Х > Х У + Х Х > Х У

    потеем – е зубов потем – е зубов белые зубы белые зубы

    перепон – ть перепон – ть

    Вероятность рождения перепончатопалой девочки с белыми зубами составляет 0%, т.к. ген перепончатопалости сцеплен с У-хромосомой.

    Задача 5.Единственный ребенок кареглазых родителей с нормальной свертываемостью крови родился больным гемофилией и с голубыми глазами (карий цвет – доминантный аутосомный признак, а гемофилия – рецессивный, сцепленный с Х-хромосомой признак). Определите генотипы родителей, генотип ребенка и его пол.

    Решение задачи: задача на дигибридное скрещивание, первый признак – цвет глаз является аутосомным признаком, а второй признак – гемофилия, сцеплен с Х-хромосомой.

    а – голубой цвет глаз

    X – нормальная свертываемость

    Р + А * Х Х х > A * Х У

    кареглазая с норм. сверт. кареглазая с норм. сверт.

    Г A Х , А Х , * Х , * Х А X , А У , * Х , * У

    > + Н A Х А У Н * Х * У
    Н A Х Н Н +ААХХ карегл. норм. сверт. Н >ААХУ карегл. норм. сверт. Н Н +А*ХХ карегл. норм. сверт Н >А*ХУ карегл. норм. сверт
    * А Х Н * +ААХХ карегл. норм. сверт. * >ААХУ карегл. ?. сверт. Н * +А*ХХ карегл. норм. сверт * > А*ХУ карегл. ?. сверт.
    Н * Х Н Н +А*ХХ карегл. норм. сверт. Н >А*ХУ карегл. норм. сверт. Н Н +**ХХ ? глазая норм. сверт Н >**ХУ ? глазая норм. сверт
    * * Х Н * +А*ХХ карегл. норм. сверт. * >А*ХУ карегл. ?. сверт. Н * +**ХХ ? глазая норм. сверт h > ааХУ голубоглазый, гемофилик

    Так как в браке кареглазых родителей с нормальной свертываемостью крови родился единственный ребенок – больным гемофилией и с голубыми глазами, следовательно родители будут гетерозиготны по обеим признакам.

    Р + А а Х Х х > A a Х У

    Г A Х , А Х , a Х , a Х А X , А У , a Х , a У

    > + Н A Х А У Н a Х a У
    Н A Х Н Н +ААХХ карегл. норм. сверт. Н >ААХУ карегл. норм. сверт. Н Н +АaХХ карегл. норм. сверт Н >АaХУ карегл. норм. сверт
    h А Х Н h +ААХХ карегл. норм. сверт. (носит) h >ААХУ карегл. гемофилик Н h +АaХХ карегл. норм. сверт (носит) h > АaХУ карегл. гемофилик
    Н a Х Н Н +АaХХ карегл. норм. сверт. Н >АaХУ карегл. норм. сверт. Н Н +aaХХ голубоглазая норм. сверт Н >aaХУ голубоглаз. норм. сверт
    h a Х Н h +АaХХ карегл. норм. сверт. (носит) h >АaХУ карегл. гемофилик Н h +aaХХ голубоглазая норм. сверт (носит) h > ааХУ голубоглазый, гемофилик

    Генотип родителей + А а Х Х и > A a Х У

    генотип ребенка > ааХУ (голубоглазый, гемофилик).

    Задача 6.Единственный ребенок близоруких кареглазых родителей имеет голубые глаза и нормальное зрение (карий цвет глаз и близорукость – доминантные, аутосомные признаки). Определите: генотипы родителей, генотип ребенка и фенотипы возможных потомков.

    А – карий цвет глаз

    а – голубые глаза

    в – нормальное зрение

    Р + АаВв х > AaВв

    голубоглазый норм. зрение

    Так как в браке кареглазых близоруких родителей родился единственный ребенок -, голубоглазый с нормальным зрением, следовательно родители будут гетерозиготны по обеим признакам.

    > + АВ Ав аВ ав
    АВ ААВВ кариглазый близорукий ААВв кариглазый близорукий АаВВ кариглазый близорукий АаВв кариглазый близорукий
    Ав ААВв кариглазый близорукий ААвв Кариглазый норм. зрение АаВв кариглазый близорукий Аавв Кариглазый норм. зрение
    аВ АаВВ кариглазый близорукий АаВв кариглазый близорукий ааВВ голубоглазый близорукий ааВв голубоглазый близорукий
    ав АаВв кариглазый близорукий Аавв Кариглазый норм. зрение ааВв голубоглазый близорукий аавв голубоглазый норм. зрение

    Ответ:генотипы родителей – +АаВв и > АаВв;

    генотип и фенотип ребенка – аавв (голубоглазый с нормальным зрением).

    Задача 7.При скрещивании шиншилловых кроликов (сплошная серая масть) в потомстве наблюдается расщепление 3:1 (3 шиншилловых : 1 белый). Определите генотипы родителей и потомков, а также тип взаимодействия генов.

    Решение задачи:наследование окраски шерсти у кроликов происходит по принципу множественного аллелизма. Черная окраска всегда доминирует, белый цвет шерсти – рецессивный признак, но у животных встречаются еще сплошная серая окраска (шиншилла). Ген шиншилловой окраски по отношению к черной всегда рецессивна, а по отношению к белой всегда доминантны. По условию задачи при скрещивании двух шиншилловых кроликов в потомстве произошло расщепление (3:1), следовательно, родительские формы гетерозиготны и имеют генотип – ch

    F1 а а а а а а а а

    Генотипы родителей – + а а и > а а ;

    Генотипы потомков – а а ; а а ; а а ; а а

    шинш-ые шинш-ые шинш-ые белые

    Тип взаимодействия генов – множествненный аллелизм.

    Задача 8.При скрещивании дигетерозиготных растений душистого горошка с пурпурными цветками наблюдается расщепление по фенотипу в соотношении 9:7 (9пурпурных:7 белых). Определите генотипы родителей, генотипы и фенотипы потомков и тип взаимодействия генов.

    Решение задачи:при скрещивании растений с белыми цветками (А*вв или ааВ*) все потомство имеет пурпурную окраску (А*В*). Такое явление наблюдается при комплементарном взаимодействии неаллельных доминантных генов.

    Г AВ, Ав, аВ, ав AВ, Ав, аВ, ав

    > + АВ Ав аВ ав
    АВ ААВВ пурпурные ААВв пурпурные АаВВ пурпурные АаВв пурпурные
    Ав ААВв пурпурные ААвв белые АаВв пурпурные Аавв белые
    аВ АаВВ пурпурные АаВв пурпурные ааВВ белые ааВв белые
    ав АаВв пурпурные Аавв белые ааВв белые аавв белые

    генотип и фенотип – 9 пурпурных (А*В*) : 7 белых (А*вв, ааВ* или аавв);

    Тип взаимодействия – комплементарном взаимодействии неаллельных доминантных генов

    Задача 9.От черепаховой кошки родилось несколько котят, один из которых оказался черным котом. Каковы генотипы родителей и потомства? Определите тип взаимодействия генов.

    Решение задачи:признак «окраска шерсти кошек» сцеплен с Х-хромосомой, поэтому

    Множественный аллелизм. Примеры. Генетич. Основа множественного Аллелизма

    Множественный аллелизм- это когда за определенный признак отвечает не одна пара аллельных генов, а несколько.

    Примеры: кролик ( по определению окраски), группа крови

    Явление множественного аллелизма широко распространено в природе. Известны обширные серии множественных аллелей, определяющих тип совместимости при опылении у высших растений, при оплодотворении у грибов, детерминирующих окраску шерсти животных, формы цветка львиного зева, остистости колоса у пшеницы, глаз у дрозофилы, форму рисунка на листьях белого клевера, наконец, у растений, животных и микроорганизмов известно много примеров так называемых аллозимов или аллельных изоэнзимов — белковых молекул, различия между которыми определяются аллелями одного гена.

    Во многих случаях попарные взаимодействия членов серии аллелей приводят к тому, что исследуемый признак проявляется иначе, чем у гомозиготных родительских форм. Впервые множественные аллели были открыты в локусе white, определяющем окраску глаз у дрозофилы, Морганом и его сотрудниками. Особенность аллельных отношений заключается в том, что аллели можно расположить в ряд с убывающей степенью доминирования. Другими словами, ген красноглазости — дикого (т. е. наиболее распространенного в природе) типа (w+) — будет доминировать над всеми остальными аллелями (их около 15), тогда как последующий член серии аллелей будет доминировать над всеми остальными членами, кроме w+: w+>wch:>we]> >wa>w. Символами ch, e и а обозначены различные оттенки цвета глаз: вишневый (от англ, cherry), эозиновый (от англ, eosin), абрикосовый (от англ, apricot). Мухи с аллелью w (от англ, white — белый) — белоглазые.

    У кроликов сплошная черная окраска обусловлена доминантным геном А, гомозиготные рецессивные формы (аа) белые. Но в этом же локусе есть еще два гена — шиншилловой (a ch ) и гималайской (a h ) окраски. Шиншилловые кролики имеют сплошную серую масть. У гималайских кроликов основная масть белая, но кончики ушей, хвоста, ног и носа окрашены. При скрещивании гималайских кроликов с белыми ген гималайской окраски ведет себя по отношению к гену белой окраски как доминантный, следовательно, животные с гималайской окраской могут быть двух генотипов: a h a h (гомозиготные) и a h a (гетерозиготные). Но при скрещивании гомозиготного гималайского кролика с шиншилловым ген гималайской окраски оказывается рецессивным, точно так же ген шиншилловой окраски проявляет доминантность в отношении не только гималайской, но и белой окраски. Следовательно, шиншилловый кролик может быть трех генотипов: a ch a ch ; a ch a h ; а Сп а. Черная окраска доминирует над всеми другими генами по этой серии множественных аллелей, отсюда черной окраске могут соответствовать четыре генотипа: A A, Aa ch , Aa n , Аа. Вся серия аллелей может быть записана в виде ряда:

    черный > шиншилла > гималайский > белый

    или в виде символов:

    А > а ch > a h > a.

    По типу множественных аллелей наследуются группы крови О, А, В и АВ у человека. Ген І может быть представлен тремя разными аллелями, которые комбинируются в зиготах только попарно. Ген I A содержит код для синтеза в эритроцитах специфического белка — агглютиногена А; ген I B вызывает синтез другого белка — агглютиногена В, ген i не продуцирует никакого агглютиногена. Ген i рецессивен по отношению к двум другим, но ни ген I A , ни ген I B не доминируют друг над другом. (Символы I A , I B и i указывают на то, что все эти три гена — аллели одного и того же локуса.) Таким образом, генотипы I A I A и I A i обусловливают группу крови А, генотипы I B I B и I B i — группу В, а генотип ii — группу О. Если же у человека имеются оба нерецессивных гена I A и I B , то у него образуются оба агглютиногена и он имеет группу крови АВ. Сделано предположение, что нулевая группа зависит от рецессивного гена, обозначаемого через i, над ним доминирует как ген I A , дающий вторую группу, так и ген I в , дающий третью группу. Гены I A и I B вместе дают четвертую группу крови.

    Упрощая фактическое положение вещей, можно сказать, что четыре группы крови человека определяются антигенами А и В. Если ни одного из них нет, то у человека первая (нулевая) группа крови. Присутствие антигена А дает вторую группу, антигена В — третью, совместное их присутствие обусловливает развитие четвертой группы. Первая группа крови бывает лишь при генотипе II, вторая — при генотипах I АIА и I A i, третья — при генотипах I В I B и I B i, четвертая — при генотипе I АIВ .

    Читайте так же:  Кролики породы альбиносы